23.05.2012 7:36
добавлено:
рубрика:

Авиакатастрофа в Чехии: дело взято под особый контроль

МОСКВА, 23 мая — РИА Новости. Очередное ЧП в российской военной авиации произошло на этот раз за границами России. Военный самолет Ан-30, выполнявший наблюдательные полеты в рамках Договора по открытому небу, в среду потерпел аварию в Чехии — выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. По уточненным данным, пострадали шесть человек — пятеро членов российского экипажа и чешский военнослужащий. Военное следственное управление СК РФ возбудило уголовное дело по факту авиапроисшествия.

ЧП

Авария произошла с 12.00 до 13.00 по местному времени на аэродроме «Часлав» в 75 километрах от Праги. Самолёта воздушного наблюдения и аэрофотосъёмки Ан-30 (войсковая часть 62632 «Б») возвращался после выполнения наблюдательных полетов над территорией США в рамках Договора по открытому небу. Во время посадки подломилась передняя стойка шасси, машина ткнулась носом во взлетно-посадочную полосу (ВПП), выкатилась за ее пределы на 200 метров и загорелась. По предварительным данным, машина восстановлению не подлежит.

Авария Ан-30 в Чехии
На борту АН-30 находились 23 человека — 14 российских и девять чешских офицеров. В аварии пострадали пять российских военнослужащих и чешский офицер. Как сообщил РИА Новости источник в российских силовых ведомствах, госпитализированы двое россиян — бортрадист Алексей Смирнов и штурман Алексей Чуркин. «Смирнов без сознания в реанимации, у Чуркина ожоги второй степени», — сообщил собеседник агентства.

Поначалу было объявлено о 19 пострадавших, однако, по объяснению заместителя руководителя чешской региональной Службы спасения Петра Маха, это произошло из-за того, что в результате возникшей суматохи раненных посчитали несколько раз.

По уточненным данным чешской Службы спасения, двое россиян с тяжелыми ожогами доставлены в пражскую клинику на Виноградах; четверо (трое россиян и чех) — также с ожогами — транспортированы в отделение хирургии в госпиталь в Колине; одному раненому помощь оказана на месте.

Версии

Военным следственным управлением СК РФ по Западному военному округу по факту авиапроисшествия возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 351 УК РФ (нарушение правил полетов или подготовки к ним). В настоящее время по официальным каналам прорабатывается процедура прибытия и работы российских военных следователей на месте аварии. Дело взято на особый контроль Главном военном следственном управлении СК РФ.

Как заявил РИА Новости заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Константин Макиенко, хотя АН-30 — машины далеко не новые (их серийный выпуск закончен в 1979 году), но чрезвычайно ресурсные, их надежность доказана годами эксплуатации (потерян в результате аварии всего один самолет).

Макиенко отметил, что в России нет общей системы обеспечения безопасности полетов. Это проявляется, по мнению эксперта, и в подготовке летного состава, и в качестве управления воздушным движение, и в качестве предполетной подготовки.

Как сообщили в сообщили РИА Новости в пресс-службе украинского госпредприятия «Антонов», АН-30, потерпевший аварию в Чехии, прошел очередной капитальный ремонт на авиационно-технической базе в Иваново в 2009 году и имел эксплуатационный ресурс до июня 2014 года. По данным «Антонова», это воздушное судно было собрано на Киевском авиационном заводе в 1975 году.

Самолет

Фоторазведчик Ан-30 (первоначальное обозначение Ан-24ФК) создан в 1960-х годах на базе пассажирского самолета Ан-24 в ОКБ-49 (ОКБ им. Антонова). Первый прототип был изготовлен на заводе №49 ОКБ Г.М. Бериева в 1967 году. Ан-24ФК впервые поднялся в воздух в августе 1967 года. С 1971 года по 1979 год серийно было выпущено около 130 самолетов этого типа.

Экипаж — 5-7 человек, высота полета — 8,3 км, дальность полета с резервами топлива — 2630 км, продолжительность полета — 5,3 ч; крейсерская скорость — 430 км/ч, взлетная масса — 23 тонны.

Конструкция Ан-30 аналогична базовому самолету. Основные конструктивные отличия — в носовой части фюзеляжа, где расположена застекленная кабина штурмана-аэрофотосъемщика, в обязанности которого входит составление программы съемки, контроль за выполнением аэрофотосъемочных маршрутов и общее руководство аэрофотосъемочными работами. Кабина пилотов приподнята над фюзеляжем. В салоне оборудованы рабочие места операторов. В полу имеется 5 фотолюков для установки аэрофотоаппаратуры в различных комплектациях. В центроплане установлено 6 дополнительных топливных баков общей емкостью 1600 литров.

Установленный на Ан-30 комплекс навигационной и фотографической аппаратуры позволяет составлять высококачественные топографические карты в масштабах от 1:10000 до 1:150000.

За все время эксплуатации было потеряно только два самолета. 11 марта 1985 года Ан-30Б был сбит ракетой ПЗРК в Афганистане. Еще одна машина разбилась 23 марта 1992 года в катастрофе под Нижнеянском (Якутия).

«Открытое небо»

Договор по открытому небу был подписан 24 марта 1992 года в Хельсинки (Финляндия) 27 государствами — участниками СБСЕ (с 1994 года — ОБСЕ). Россия присоединилась к Договору в 2001 году. На сегодняшний день в Договоре участвуют 34 государства ОБСЕ.

Целями Договора являются содействие большей открытости и прозрачности военной деятельности, а также упрочение безопасности через меры укрепления доверия и стабильности на основе сотрудничества по созданию режима открытого неба. Договором учреждена Консультативная комиссия по открытому небу (ККОН), решения в которой принимаются консенсусом и имеют обязательную силу.

Договор предоставляет право государствам-участникам совершать облеты любых территорий друг друга для наблюдения за военной деятельностью в соответствии с оговоренными в нем и согласованными между государствами-участниками квотами наблюдательных миссий. Он регламентирует проведение полетов, определяет механизм контроля за соблюдением Договора, содержит требования к самолету, ограничения по составу и техническим параметрам аппаратуры наблюдения.

Полеты российской стороны в рамках миссии «Открытое небо» осуществляются преимущественно на самолетах Ан-30Б или Ту-154М, переоборудованных под данную миссию. Американцы применяют для этих целей специализированный самолет OC-135B, созданный на базе Boeing 707.

Сейчас в России готовится к сертификационным испытаниям современный самолет специального назначения Ту-214ОН («Открытое небо») . Самолет разработан ОАО «Туполев» по контракту с ОАО «Концерн «Вега» (головной разработчик авиационной системы наблюдения «Открытое небо»).

www.ria.ru