14.10.2014 1:25
добавлено:

Что мешает внедрению инноваций в дорожной отрасли?

На 5-й международной специализированной выставке – форуме «Дорога» Сергей Фахретдинов, руководитель  Комитета «Деловой России» по государственной политике в транспортной сфере, член Общественной палаты РФ рассказал о том, что затрудняет внедрение инноваций в дорожной отрасли.

Сергей Фахретдинов поделился с участниками форума, что перед началом Государственного Совета в г. Новосибирске, он  обсуждал эти вопросы с Президентом России Владимиром Путиным.  По мнению Сергея Фахретдинова, на сегодняшний день внедрение инноваций невозможно из-за устаревшей нормативно-правовой базы. Сергей Фахретдинов предложил Президенту дать поручение Минстрою внести изменения в 145-е постановление, что позволило бы на основании технического свидетельства производителя включать инновационные материалы в проекты. Ведь они уже прошли все необходимые испытания, иначе техническое свидетельство не было бы выдано.

Президент РФ Владимир Путин согласился с актуальностью проблемы и обещал проработать этот  вопрос.  «По ряду правил в этой области дорожники все еще ориентируются на нормы 30-летней давности, но ведь тогда и транспортные нагрузки были совершенно другими, не говоря уже о материалах и технологиях, которые применяются сегодня во всем мире. Считаю, что Главгосэкспертиза должна также стать активным проводником технического прогресса в дорожном хозяйстве. Внедрение инновационных решений пока упирается в бюрократические стены, что абсолютно не стимулирует проектировщиков и подрядчиков на использование новых, экономически целесообразных, долговечных материалов и строительных технологий», – заявил Владимир Путин на заседании Госсовета.

Сергей Фахретдинов заметил, что рынок дорожного строительства – довольно консервативный. Инновационные надежды в этой отрасли связаны с малым и средним бизнесом.  Если бизнес  будет уверен в том, что продукция будет пользоваться гарантированным спросом, он найдет ресурсы для внедрения нового инновационного производства. Перспективный рынок внутреннего сбыта –  госзакупки, тендеры инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием.  Однако система закупок ориентирована на интересы крупного бизнеса. А малые и средние высокотехнологичные предприятия, в этих закупках практически не представлены.

Существенно увеличить их долю призвана «дорожная карта», утвержденная Правительством. Поэтому бизнес озабочен затягиванием сроков утверждения Постановления Правительства, конкретизирующего особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках.  Оно должно было быть принято в октябре 2013 года, однако из-за  противодействия ряда государственных компаний, проект Постановления был внесен в Правительство Министерством экономического развития лишь 30 мая 2014 года. При этом некоторые государственные компании продолжают принимать меры, затягивающие его принятие. Сроки принятия уже перенесены на год, а вступление Постановления в силу под угрозой переноса на 2016 год, что негативно отразится на внедрении инноваций.

Сергей Фахретдинов также отметил, что не всегда отечественный производитель инновационной продукции может конкурировать по цене.  Во-первых, в России производство сосредоточено на предприятиях «полного цикла», которые производят продукт целиком, начиная от простейшего болтика. В отличие от зарубежных стран, у нас не развит аутсорсинг, малый бизнес не задействован. В результате на внедрение продукта «под ключ» уходят годы.

Во-вторых, оборудование для производства инновационной продукции в РФ практически не производится. Утеряна и советская школа по выпуску специалистов. Чтобы запустить  «на поток» новую технологию, требуется внедрение зарубежных технологий и привлечение западных специалистов. Понятно, что в условиях санкций это затруднительно, т.к. значительная часть инновационной продукции относится к продукции двойного назначения. Поэтому «делоросс» считает, что многое зависит от степени участия государства в поддержке флагманских отраслей в области инноваций.

 

«Серьезный импульс развитию инновационных  производств могло бы придать устранение диспропорции между региональным и федеральным бюджетами в финансировании импортозамещающих  проектов. Эффективным инструментом может стать кластерный подход: объединение органов  государственной власти, заказчиков, проектных организаций, производственных объединений, профсоюзов и других сторон. Совместно, они эффективно смогут реализовать масштабные проекты государственного значения, трансформировать научно-техническую базу, решить кадровые, инфраструктурные вопросы.  Перспективными также представляются меры налогового стимулирования для привлеченного капитала. Эти меры будут способствовать внедрению отечественной инновационной продукции, как в дорожном строительстве, так и в других отраслях, что будет способствовать достижению стратегических целей нашего государства» , – заявил Сергей Фахретдинов.

 rbanews