08.11.2012 9:47
добавлено:

Эффективность российского ЖКХ во многом зависит от потребителей услуг

Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «ФИНАМ») провела онлайн-конференцию «ЖКХ в России: инновации помогут эффективному развитию отрасли». Её участники отмечают, что ежегодное увеличение тарифов за жилищно-коммунальные услуги связано с неэффективностью и низкой инвестиционной привлекательностью сферы ЖКХ. Эксперты отмечают, что активная позиция потребителей коммунальных услуг и рачительное распоряжение ресурсами позволит улучшить ситуацию в отрасли.

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги с каждым годом динамично растут. По мнению участников организованной «ФИНАМом» конференции, повышение тарифов за ЖКУ опережающими инфляцию темпами будет происходить и в дальнейшем. «Помимо инфляции, проблема в том, что коммунальная инфраструктура ветшает, а, соответственно, с каждым годом будет требоваться все больше денег на ремонт до тех, пока она не придет уже в полную негодность, — объясняет руководитель спецпроектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов. – Коммунальная система требует коренной модернизации, и где взять деньги на это – не понятно. Инвесторы не идут (много рисков, плюс им как-то необходимо отбивать вложенные средства на модернизацию – а это опять рост тарифов, на что власти идти не хотят), у муниципалитетов денег на это нет, федеральные власти по сути устранились от решения проблем и т.д.».

Одна из причин неконтролируемого роста тарифов — отсутствие конкуренции, отмечет генеральный директор ОАО «Мультисистема» Дмитрий Чалый: «В Европе компания, управляющая многоквартирным домом, сама выбирает наилучшего поставщика услуг. Оказав услугу некачественно или сильно подняв цены, поставщик рискует лишиться клиентов или даже обанкротиться. В России тоже взят курс на внедрение в сфере ЖКХ рыночных отношений, но все меняется слишком медленно». По мнению эксперта, в условиях невозможности автоматического увеличения тарифов монополист будет вынужден заботиться о текущей выручке и о снижении себестоимости оказываемых услуг – такой подход будет способствовать обновлению всей системы ЖКХ.

Любые меры по повышению эффективности отрасли не дадут полноценного результата, пока на отрасль не начнет влиять потребитель ее услуг, добавляет разработчик жилищного кодекса, эксперт фонда «Институт экономики города» Дмитрий Хомченко: «Это относится, прежде всего, к жилищной сфере, но опосредованно и к коммунальному комплексу». Мнение коллеги разделяет генеральный директор управляющей компании «Мультисервис» Виктория Фролова, по словам которой для повышения эффективности ЖКХ необходимо, чтобы каждый собственник должен осознать свою персональную ответственность за содержание общего имущества: «Можно сколько угодно говорить об ответственности УК перед жильцами, но если сами жильцы не хотят поддерживать состояние фонда в надлежащем состоянии, лучше не станет».

У ЖКХ нет другого пути, кроме как меняться – и оно уже меняется, утверждает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов: «Но на всё нужно время. Сразу ничего не бывает. А начинать, как совершенно справедливо уже отметили, нужно с себя. Утеплить свою квартиру, установить в ней приборы учёта, сделать что-то на лестничной клетке, и не смотреть на то, что это уже не “ваша территория”. Общими усилиями в ЖКХ можно добиться гораздо большего, чем поодиночке. Тогда и вся сфера ЖКХ преобразится. Ведь в наших же квартирах мы всё холим и лелеем, настала пора также относиться и к тому, что вообще окружает нас за порогом собственной квартиры, ведь теперь это всё тоже наше».

rbanews