26.06.2015 1:59
добавлено:
рубрика:

Год реформы ОСАГО: рост выплат и новые технологии

ОСАГО становится более клиентоориентированным и надежным. Таким мнением поделился исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев в ходе круглого стола «Год реформы ОСАГО». Напомним, летом 2014 года Госдума РФ приняла ряд существенных поправок к Закону об обязательном автостраховании, касающихся, в том числе, роста лимитов выплат и изменения процедуры урегулирования убытков.
Согласно данным РСА, расширение лимитов выплат по «автогражданке» октября 2014 и апреля 2015 г. обеспечило рост выплат пострадавшим в ДТП почти на треть (с 33 до 42 тыс.руб.). По словам генерального директора Ромир Ольги Гореловой, рост выплат отмечен и автовладельцами. Так, согласно данным всероссийского опроса (1200 чел., июнь 2015 г.), 55 % опрошенных не попадали в ДТП за последний год, роста выплат не заметили 20 % опрошенных, однако 26 % ответили, что выплаты действительно увеличились.
При этом прогноз убытка отрасли за 2014 год составит 3,6 млрд.рублей. «Неправильно считать прибыль этого бизнеса, просто отняв «выплачено» от «собрано», — поясняет Евгений Уфимцев, — Выплаты по убыткам могут происходить в течение нескольких лет после продажи полиса, поэтому страховщики всегда держат резервы под будущие выплаты. Так, премии за прошлый год составили 147,3 млрд.рублей, выплаты и расходы же превысят 150,9 млрд.руб.»
Тем не менее, по словам заместителя по страховым рейтингам рейтингового агентства Эксперт РА Натальи Данзурун, рынок все же становится более стабильным. «Реальная убыточность в 2015 году составит 101 %, что обеспечит более высокое качество страховой услуги, — считает г-жа Данзурун. — Но в 2016 году с учетом возможной актуализации стоимости запчастей реальная убыточность страховщиков вырастет до 102%, убытки страховщиков от операций по ОСАГО увеличатся. В случае не повышения тарифов значение показателя превысило бы 140%. То есть мы уже видим экономический эффект этих мер». (Рост выплат – см. график 1).
В ходе круглого стола отмечалось, что россияне все чаще оформляют ДТП по Европротоколу (109 тыс. урегулированных убытков за 2014 год в сравнении с 65 тыс.2013 года). В 2013 году в почти половине случаев россияне подавали неправильно оформленные документы, что делало выплату компенсаций невозможной. В прошлом же году число ошибок не превысило 25 %. О повышении страховой грамотности россиян свидетельствуют и данные опроса Ромир. 25 % опрошенных заявили, что за последние полгода узнали о системе что-то новое. За последний год 9 % опрошенных воспользовались этой процедурой, и 61 % из них отметили, что оформление ДТП с ним заняло гораздо меньше времени (Отношение к Европротоколу – графики 2 и 3).
Отмечается также снижение числа выплат, осуществляемых по решению суда. Так, в 4-м квартале такие выплаты составляли 22,2 % от общего числа, а по итогам первого квартала – 14,8 %. В Российском Союзе Автостраховщиков это связывают с введением прямого возмещения убытков (ПВУ), согласно которому при ДТП страхователь обязан обратиться, прежде всего, в свою страховую компанию. Такой порядок продлен до 1 июля 2017 года. Вторая причина — начало работы Единой методики оценки ущерба. В мае были обновлены ценовые справочники (80 млн. наименований), а также подготовлены дополнения в части расчета УТС, что также должно повысить точность экспертизы и снизить число судебных споров. По словам генерального директора Ромир Ольги Гореловой, мнения автовладельцев Единой методике в целом положительны (считают, что она решит проблемы споров между страховщиками и страхователями 40 % опрошенных; что это «долгожданная мера» — 25 %; что «она плоха для мошенников, но хороша для страхователей» — 21 %). (Отношение автовладельцев к Единой методике – см. График 4). «В идеале число судебных решений по ОСАГО не должно превышать 7 – 9%», — добавил Евгений Уфимцев.
Система электронных полисов, которая также поможет снизить проблему доступности страховок, находится «на низком старте»: она будет запущена 1 июля 2015 года. На данный момент к ней подключились 22 страховые компании, занимающие 82 % рынка. В ближайшее время будет запущено информационное взаимодействие с гос.органами, урегулирование убытков онлайн и направление страхователям SMS-уведомлений о заключении договора.
Согласно данным опроса Ромир, 71 % опрошенных считает внедрение электронных полисов одним из самых важных изменений в ОСАГО. «Граждане ждут этой меры как решения проблемы доступности полисов в регионах», — отметила Ольга Горелова.
Что касается дальнейшего решения проблем ОСАГО, то россияне считают, что решать их должны центральные органы власти (29 %), общественность (24 %), страховщики (21 %), и все перечисленные (45 %). Также 66 % опрошенных считают необходимым введение льгот для социально незащищенных групп населения.
Автолюбители согласны с тем, что ОСАГО улучшается (29 %), становится более ориентированным на водителя (23 %) и видно, что власти занимаются ОСАГО (21 %). С подозрением ко всем нововведениям относятся 25 % опрошенных. В целом ОСАГО продолжают считать «необходимым» и «воспринимаемым как данность» (с этим согласно по 54 % водителей).

Информационный проект
ОСАГО общественная экспертиза