24.07.2012 11:40
добавлено:
рубрика:

Испытания новой системы сближения с МКС «Курс-НА» начались неудачно

МОСКВА, 24 июл — РИА Новости. Первые тестовые испытания модернизированной радиотехнической системы сближения с Международной космической станцией (МКС) «Курс-НА», установленной на грузовом корабле «Прогресс М-15М», прошли неудачно, однако ситуацию некорректно называть нештатной, так как в случае неудачи корабль может быть всегда снова пристыкован к станции с помощью имеющейся на «Прогрессе» и МКС основной системы «Курс», либо сведен с орбиты и затоплен. Источник в ракетно-космической отрасли пояснил РИА Новости, что попытка повторной пристыковки к МКС корабля с помощью «Курс-НА» была экспериментальной, а повторная попытка назначена на 29 июля.

Как сообщалось, на «Прогрессе М-15М» в ночь с 23 на 24 июля были запланированы сближение и повторная стыковка грузового корабля с МКС с целью тестирования модернизированной системы сближения «Курс-НА». Процесс стыковки «Прогресса М-15М» на участке дальнего автономного сближения с МКС протекал штатно. Затем, в 4.22 мск, когда «Прогресс» находился на расстоянии 161 километра от станции, система управления движением «Курс-НА» корабля сформировала команду на запрет последующих операций, в связи с чем сближение было приостановлено. Разработчиком системы «Курс-НА» является ОАО «Научно-исследовательский институт точных приборов» (НИИ ТП, Москва).

Представитель подмосковного Центра управления полетами (ЦУП) сообщил РИА Новости, что корабль «Прогресс» не представляет никакой угрозы для МКС и ее экипажа, поскольку находится на достаточно большом расстоянии — 484 километра. Он также отметил, что эта ситуация никак не повлияет на пристыковку к МКС японского грузового корабля HTV-3 с МКС, которая по-прежнему запланирована на пятницу, 27 июля, в 16.04 мск.

Повторная стыковка «Прогресса» с МКС

Российский Центр управления полетами (ЦУП) вновь попытается пристыковать грузовой космический корабль «Прогресс М-15М» к Международной космической станции (МКС) с помощью системы «Курс-НА» в воскресенье, 29 июля. Стыковка «Прогресса» со станцией намечена на 5.00 мск воскресенья. Представитель ЦУП пояснил, что «Прогресс М-15М», в случае успешной пристыковки 29 июля к МКС с помощью «Курс-НА», 30 июля будет отстыкован для последующего затопления, как и было запланировано. По его словам, корабль в любом случае будет участвовать в научных экспериментах, которые будут продолжаться до 20 августа. Затем «Прогресс» будет сведен с орбиты и затоплен в несудоходной части Тихого океана.

Возможные причины неудачи

Корабль «Прогресс М-15М» мог не пристыковаться к МКС не из-за технических проблем, а потому, что разработчики «Курс-НА» хотели подстраховаться, в связи с чем процесс сближения и стыковки корабля со станцией был прерван. Такое мнение высказал РИА Новости эксперт в ракетно-космической отрасли.

По его словам, пока о причине создавшейся ситуации сразу сказать трудно, необходимо посмотреть телеметрию, которая была получена.

«Мне кажется, что здесь могла иметь место не техническая неисправность, а, скорее, перестраховка разработчиков. Может быть, если бы сближение было продолжено, все закончилось бы нормально. Но, чтобы не допустить каких-то нештатных ситуаций, было принято решение прервать процесс сближения и стыковки и увести корабль на безопасное расстояние. Это нормальное явление при тестировании любых систем, и такая ситуация возможна. Это, конечно, неприятная ситуация, но испытания на то и испытания, чтобы проверить, и если возникают какие-то неисправности, устранить их в дальнейшем», — сказал собеседник агентства.

Ситуацию с первой тестовой попыткой повторной пристыковки к МКС корабля «Прогресс М-15М» с помощью «Курс-НА» некорректно называть нештатной, заявил РИА Новости другой эксперт.

По его словам, российский ЦУП постоянно проводит апгрейд ряда систем космических кораблей и это нормальная практика.

«Так же принято и в других областях — например, в IT. При этом никто не кричит на весь мир о неизбежных трудностях, произошедших в ходе скучных плановых испытаний очередной модернизированной версии процессора, например, для планшетника. Всех интересует конечный результат, поэтому разработчики космических систем тоже имеют право тестировать новые системы столько, сколько потребуется, и не оповещать о каждом своем шаге общественность. Главное требование — безопасность, и при тестировании «Курс-НА» (она) была соблюдена полностью: в случае неудачи корабль может быть всегда снова пристыкован к станции с помощью основной системы «Курс», — сказал собеседник агентства.

Систему «Курс-НА» используют в будущем

Новая система сближения «Курс-НА» (НА — новая активная) является более легкой и точной, чем прежняя система «Курс», она будет использоваться и в дальнейшем, сообщил РИА Новости руководитель полетом российского сегмента МКС Владимир Соловьев.

Система «Курс-НА» в настоящее время используется для сближения и стыковки транспортных кораблей типа «Прогресс». После штатных проверок на грузовом корабле, систему предполагается использовать также на пилотируемых кораблях серии «Союз».

«Мы проводим тестовые испытания новой аппаратуры сближения «Курс-НА». С первого раза у нас кое-что не получилось, произошли прекращения режимов сближения. Мы ее (систему сближения) доведем до ума, и она будет использоваться. Она более легкая, более точная, более энергетически эффективная», — сказал Соловьев.

Особенности модернизированной системы

Особенностью «Курса-НА» является почти полный отказ от аналоговой обработки сигнала и передача этой функции микропроцессорам. По сравнению с «Курсом-А» аппаратура «Курса-НА» весит в два раза меньше, а энергопотребление снижено в три раза.

На внешней поверхности грузового отсека «Прогресса М-15М» была установлена экспериментальная антенна АО-753А новой радиотехнической системы взаимных измерений параметров движения «Курс-НА», предназначенной для поиска, сближения и стыковки кораблей со станцией.

Эта система третьего поколения разработана в московском НИИ точных приборов и должна прийти на смену активной радиотехнической системе «Курс-А», часть аппаратуры которой еще с советских времен производится на Украине (киевский «Элмис»). К первому поколению относится система «Игла», применявшаяся в космосе в 1967-1990 годах, ко второму — система «Курс», работающая на орбите с 1986 года, сообщал ранее специализированный журнал «Новости космонавтики».

Оборудование для «Курса-НА» изготавливается полностью в России с использованием современной элементной базы. Работы по созданию аппаратуры для новой системы велись в НИИ ТП с 2003 года. Руководителем направления является Сергей Медведев.

Антенне АО-753А, представляющей собой малоэлементную антенную решетку с фазовым управлением, предстоит заменить сразу две антенны (2АО-ВКА и АКР-ВКА) системы «Курс-А». Ее производство организовано на Ижевском мотозаводе «Аксион-холдинг». В отличие от 2АО-ВКА новой антенне не требуется перевода в закрытое положение перед стыковкой, чтобы не повредить элементы конструкции станции.

Внутри «Прогресса М-15М» находится контейнер К1-753А с вычислительной аппаратурой системы «Курс-НА». После стыковки с МКС российские космонавты подключат его к системе управления движением и навигацией корабля.

После успешных испытаний «Курс-НА» будет устанавливаться как на грузовых «Прогрессах», так и на пилотируемых кораблях серии «Союз ТМА».