18.02.2017 7:51
добавлено:
рубрика:

Конституционный суд: комментарии экспертов

Сегодня в Конституционном суде РФ прошли слушания о законности Единой методики определения расходов на восстановительный ремонт по ОСАГО (ЕМ), ряда положений Гражданского кодекса РФ, а также разъяснений Верховного суда РФ об учете износа деталей при определении стоимости ущерба пострадавшим в ДТП.

Поводом для проведения слушаний стало обращение нескольких автовладельцев, заявивших, что суммы компенсации по ОСАГО, рассчитанной по ЕМ, не хватает на покрытие всех расходов, связанных с ремонтом авто, так как в сегодня стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства определяется с учетом износа деталей. Таким образом, истцам пришлось доплачивать разницу между новыми деталями и деталями с учетом износа, соответственно, полного возмещения ущерба от страховых компаний они не получили.

То есть к Единой методике, которая используется при расчете восстановительного ремонта при наступлении страхового случая по ОСАГО, как к таковой, у пострадавших претензий не было.

Сегодня разработан ряд поправок к закону об ОСАГО, в числе которых – отмена учета износа деталей транспортного средства при оценке стоимости восстановительного ремонта, а также приоритет натурального возмещения над денежным. Поправки к законопроекту будут рассмотрены 1 апреля.

«Как показывает моя практика, выплаты по ОСАГО на основании Единой методики уже сегодня в большинстве случаев позволяют полностью отремонтировать автомобиль и привести его в доаварийное состояние. Предлагаемые поправки позволят возместить ущерб полностью, а также практически полностью уберут схемы незаконного обогащения, которые сегодня практикуются мошенниками-автоюристами», — отмечает эксперт.

Андрей Кинякин, партнер Akteon Strategy Consulting:

«Будет ли «законсервирован» негатив в ОСАГО?»

14.02.2017

Прошедшие сегодня в Конституционном Суде слушания об учете износа в ОСАГО — а также окончательное решение суда – могут иметь судьбоносное значение для рынка. Во-первых, если КС признает ряд положений Гражданского кодекса РФ неконституционными, будет создан опасный прецедент. Во-вторых, это заметно повлияет как на практику как возмещения ущерба по ОСАГО, так и на оценку ущерба застрахованных авто при ДТП.

И речь в данном случае идет не только о том, что потребуется внесение поправок в ряд действующих НПА, пересмотр существующей единой методики оценки возмещения ущерба при ДТП. Самое главное: эта мера законсервирует негативные тенденции рынка ОСАГО последних лет.

В числе таковых – рост убыточности страховщиков и, как следствие, сокращение их присутствия на рынке (особенно в регионах) или и вовсе – их уход с рынка автострахования (особенно из сегмента ОСАГО), а также активизация деятельности автоюристов.

Во многом эти тенденции связаны между собой. Несмотря на то, что базовый тариф на ОСАГО пересматривался, сегодня он остается на относительно низком уровне и не может покрыть ту убыточность, которая возникает от деятельности автоюристов, особенно в ряде регионов.

Есть также риск того, что сохранится рост числа «липовых» аварий (по разным оценкам, за последние два года оно увеличилось в 1,5-7 раз), а также получение автоюристами 20% до 50% судебных выплат по искам к страховым компаниям, поданным страхователями.

Если КС удовлетворит требования истцов, последствия будут плачевными, и рынок может продолжить стагнацию, признаки которой налицо. В частности, число страховщиков, занимавшихся ОСАГО сократилось за время действия автогражданки почти втрое — с 200 до 70 компаний и ряд компаний продолжает сворачивать бизнес.

3d bussines white and red humans make a handshake