18.06.2015 4:32
добавлено:
рубрика:

Мировая экономика знаний недооценена на $26,5 триллионов

Ежегодный обзор стоимости мировых нематериальных активов «GIFT 2015», опубликованный консалтинговой компанией в сфере оценки брендов Brand Finance в партнерстве с профессиональной ассоциацией специалистов в области управленческого учета CIMA в апреле 2015 года, показывает, что с 2012 года нераскрытая ценность нематериальных активов (бренды, интеллектуальная собственность и человеческий капитал) возросла на 50% и составила $26,5 трлн.
Недооценка так называемой «экономики знаний», основанной на нематериальных активах (репутация, бренд), в наибольшей степени свойственна западным рынкам. По общемировой статистике, в среднем более трети ценности компании — это нераскрытая ценность, не находящая отражения в финансовых отчетах компаний. В таких отраслях, как фармацевтика и реклама, этот показатель может доходить до 70%. Неспособность произвести объективный учет ценности человеческого капитала и брендов приводит к тому, что экономики, в которых преобладают отрасли сферы услуг, оказываются серьезно недооценены.
Авторы отчета предупреждают о том, что недооценка труда работников умственного труда создает ряд краткосрочных экономических выгод, нанося ущерб созданию ценности в долгосрочной перспективе. Это в первую очередь негативно сказывается на развитых экономиках, однако это также ограничивает потенциал роста развивающихся экономик, подавляя развитие ведущих брендов, занятых в прибыльных отраслях сферы услуг. Актуальные практики учета подразумевают присвоение ценности активам только в момент продажи. В отчете указывается, что такой подход повышает риск недооценки и поглощения сильных брендов.
Дэвид Хэйг, генеральный директор агентства по оценке нематериальных активов Brand Finance комментирует: «Проблема неадекватной отчетности о ценности нематериальных активов встала остро в 1980-е, когда имел место бум слияний и поглощений. После 30 лет скрытой полемики между организациями, устанавливающими стандарты в области учета, несмотря на значительный прогресс в области методов и стандартов оценки, мы стоим на пороге нового бума слияний и поглощений, а финансовые отчеты до сих пор построены так, что ценность нематериальных активов остается непонятной для заинтересованных сторон. Данным отчетом авторы призывают ключевых участников полемики об экономических стандартах найти быстрое решение, иначе развитию национально значимых отраслей может быть нанесен серьезный ущерб и возникнет риск того, что в случае продажи ведущие бренды могут быть отданы зарубежным покупателям по ценам, которые будут значительно ниже их реальной стоимости».
До сих пор не существует эффективного метода учета нематериальной экономической ценности. Однако в 2014 году институт CIMA совместно с Американским институтом дипломированных бухгалтеров AICPA предпринял попытку в этом направлении — были сформулированы Международные принципы управленческого учета, которые позволяют выйти за рамки принципа первоначальной стоимости – основного принципа учета, в соответствии с которым сделки бизнеса отражаются в бухгалтерской документации в соответствии с их стоимостью на момент первоначальной сделки, а не по их текущей оценке. Принцип первоначальной стоимости был сформирован во времена, когда в мировой экономике преобладали материальные активы, и он помогал избежать манипуляций с бухгалтерией и искажений в отчетности по активам. Однако сегодня этот подход не позволяет отражать рыночную стоимость большинства нематериальных активов.

Brandfinance
Ноел Таго, исполнительный директор CIMA: «Принятие эффективных решений требует наличия релевантной этому управленческой информации — как на уровне компании, так и на уровне государства. Передовые практики в сфере управленческого учета подразумевают превращение нематериального в материальное, давая таким образом принимающим решение руководителям надлежащую информацию при принятии сложных решений, определяющих будущее процветание бизнеса и национальной экономики».

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс