07.08.2015 1:03
добавлено:

Музей Гараж представляет

ПРОЕКТ «ДРЕВО СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ИСКУССТВА»
12 июня – 9 августа 2015

«Древо современного русского искусства» — долгосрочная исследовательская программа, инициированная научным департаментом Музея «Гараж», которая впервые представит зрителям систему творческих взаимоотношений в российском искусстве с 1950-х годов до наших дней. Проект «Древо» включает в себя интерактивную инсталляцию, публичные и закрытые дискуссии специалистов, экспозиции документальных материалов и кинопрограмму. Все вместе это демонстрирует взаимосвязи внутри художественного сообщества, которые познакомят с ключевыми персонажами, главными событиями и явлениями послевоенного российского искусства.

2

Звеньями этой сети являются художники, поэты, философы, музыканты, арт-группы, значимые выставочные проекты и экспозиционные площадки, связанные между собой профессиональными и личными связями. «Древо» — это генеалогия актуального художественного процесса, уходящая корнями в искусство русского авангарда 1910–1920-х годов и творчество нонконформистов 1960-х.

Ключевые авторы (от Ильи Кабакова до Анатолия Осмоловского, от Лианозовской группы до «Коллективных действий») и события (от «Бульдозерной выставки» до уличных перформансов 1990-х) эпохи предстанут в новой системе координат, где степень влиятельности фигур будет определяться мерой социальной вовлеченности в художественную жизнь того времени. Проект основан на архивных материалах Музея «Гараж» — фильмах, газетах, воспоминаниях авторов, интервью и других материалах, свидетельствующих об уровне влияния и сотрудничества, дружбы и отношений героев.

3

Проект «Древо современного русского искусства» задуман как развивающееся во времени междисциплинарное исследование, проводимое социологами и искусствоведами, которые сравнивают и используют различные подходы к установлению исторической преемственности в российском искусстве. На протяжении последних шести месяцев рабочая группа исследователей прорисовывала детали на основе эскизной модели «Древа», уточняя факты и расширяя его «корни», «ствол» и многочисленные «ветви». Проект «Древо» будет первой презентацией архива Музея «Гараж», включая уникальные документы и артефакты из архива Леонида Талочкина. Свое архивное собрание знаменитый российский коллекционер начал формировать еще в начале 1960-х годов.

4

В Музее «Гараж» состоится открытый семинар, в рамках которого ведущие искусствоведы и социологи Москвы, специалисты в области анализа социальных связей в искусстве, обсудят перспективы совместных историко-художественных и социальных исследований. Летом в рамках проекта «Древо современного русского искусства» пройдет серия лекций, посвященных главным действующим лицам отечественного арт-процесса 1960–2000-х годов.

Куратор Саша Обухова

Архив «Гаража» играет ключевую роль в деятельности Музея. Это платформа для международных научно-исследовательских проектов: конференций, выставок, семинаров и публикаций, центр, аккумулирующий и распространяющий знания о современном российском искусстве. Коллекция включает обширные документальные материалы по истории современного искусства Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. Архив Музея — крупнейшее в мире собрание, посвященное изучению процессов, происходивших в российском искусстве с середины 1950-х годов до наших дней. Архивная коллекция включает в себя статьи, опубликованные в отечественных и иностранных изданиях с конца 1970-х годов; библиотеку фотографий 1960–2010-х годов с видами выставок, портретами художников и репродукциями их работ; видеодокументацию перформансов и других культурных событий, происходивших в Москве с 1944 года; собрание текстов художников 1960–1990-х годов, а также неопубликованные критические статьи, биографии художников, пресс-релизы, каталоги и различную информацию о выставках (1985–2013).

ВЫСТАВКА КАТАРИНЫ ГРОССЕ «ДА НЕТ ПОЧЕМУ ПОЗЖЕ»
1 июня – 9 августа 2015

Для своей первой выставки в России немецкая художница Катарина Гроссе создаст масштабную и зрелищную инсталляцию, позволяющую по-новому ощутить взаимодействие архитектуры, пространства и живописи. Выставка станет заключительным проектом в павильоне «Гаража», спроектированном по проекту лауреата Притцкеровской премии, известного архитектора Шигеру Бана.

Инсталляция «да нет почему позже» задействует все восемьсот квадратных метров выставочной площади, превращая ее в многомерное пространство, внутри которого могут перемещаться зрители. Такие материалы, как грунт и деревья, подобранные художницей для создания неземной, потусторонней «живописной картины», позволяют визуально связать выставочное пространство павильона с парком.

В конце 1990-х годов Гроссе получила широкую известность благодаря своим живописным «интервенциям», охватывающим большие неоднородные поверхности офисных зданий, вокзалов, фасады и интерьеры галерей, музейные залы, дома коллекционеров и даже ее собственную спальню. Освобождая живопись от ограничений, диктуемых размерами холста, традиционной техникой нанесения краски с помощью кисти, а также возможностей человеческого тела, художница использует распылитель, позволяющий окрашивать труднодоступные участки. Таким образом, основным инструментом переосмысления окружающей реальности для Гроссе становится не тело, а бестелесный взгляд, траектория которого фиксируется с помощью сложных объектно-цветовых систем. «По-моему, мы недооцениваем значение того, что не поддается материализации. Невидимое предоставляет нам массу возможностей. Следовательно, здесь необходимо искусство», — говорит художница.

Катарина Гроссе родилась в 1961 году во Фрайбурге (Германия). В настоящее время живет и работает в Берлине. Среди ее последних выставок — «Внутри динамика», Музей Кунстпаласт, Дюссельдорф (Германия, 2014); «Wizz eyelashes», Magasin 3, Стокгольм (Швеция, 2014); «Две молодые женщины входят и выдвигают стол», Фонд современного искусства «Де Понт», Тилбург (Нидерланды, 2013); «Третий человек начинает рыться в ее карманах», Музей современного искусства Кливленда, штат Огайо (США, 2012). В 2015 году Гроссе примет участие в 56-й Венецианской биеннале «Все судьбы мира». Является профессором Дюссельдорфской академии художеств с 2010 года.

12 июня, в день открытия нового здания Музея «Гараж», состоится встреча с художницей и экскурсия по выставке.

Организаторы выставки благодарят сотрудников студии Катарины Гроссе за помощь в подготовке выставки.

Куратор Снежана Кръстева

 

ВЫСТАВКА «ЯЁЙ КУСАМА: ТЕОРИЯ БЕСКОНЕЧНОСТИ»
12 июня – 9 августа 2015

Музей современного искусства «Гараж» впервые в Москве представляет персональную выставку японской художницы Яёй Кусамы. Погружая зрителя в причудливые мультимедийные миры, выставка, охватывающая Западную галерею Музея, Лекторий и пространство Парка Горького, даст посетителям возможность пережить уникальный психологический и сенсорный опыт.

Выставка «Яёй Кусама: теория бесконечности» включает две инсталляции художницы, принадлежащие к числу наиболее значимых ее произведений последних лет. Одна из них — «Бесконечная зеркальная комната — души в миллионах световых лет от нас» (2013) — представляет собой комнату с зеркальными стенами, наполненную тысячами пульсирующих огней, которые до бесконечности отражаются в зеркалах, создавая гипнотическое ощущение космоса у зрителя. Инсталляция «Указатель в бесконечное пространство» (2015) предлагает публике собраться в комнате, где орнамент в виде белого горошка на красном фоне покрывает стены и конструкции, образуя необычный ландшафт, лишающий зрителя привычных пространственных ориентиров.

Эти две инсталляции дополняет слайд-фильм «Прогулка» (1966) — одно из самых ранних произведений Кусамы. В нем художница, одетая в традиционное японское кимоно, с зонтиком в руках ходит по улицам Нью-Йорка. Экспозицию продолжает еженедельно демонстрируемая в Лектории «Гаража» видеозапись одной из самых известных работ художницы — перформанса «Самоуничтожение Кусамы» (1967), в ходе которого она покрывала различные объекты, животных и людей цветным горошком, ставшим ее «фирменным» стилем. За пределами Музея будет представлен проект «Восхождение точек на деревья», который Кусама, движимая стремлением выйти во внешний мир, за границы музейно-галерейного пространства, показывает в общественных местах по всему миру. Деревья на одной из аллей Парка Горького будут задрапированы красной тканью в белый горошек.

Одержимость Кусамы этим орнаментальным мотивом связана с личными переживаниями художницы, которую с детства преследовали галлюцинации. Иногда ей казалось, что узоры на картинах выплескиваются за пределы рамы и охватывают саму художницу и все, что ее окружает, растворяя грань с внешним миром. Позднее она решила использовать этот перцептивный опыт, трансформирующий границы между реальностью и иллюзией, фактическим и воображаемым, для создания работ в различных техниках, включая рисунки, картины, инсталляции, скульптуры, видео и перформансы.

Яёй Кусама родилась в 1929 году в Мацумото (Япония). В настоящее время живет и работает в Токио. Широкое признание ее работы получили в конце 1980-х годов, после серии персональных выставок, показанных в разных музеях мира. Кусама представляла Японию на 45-й Венецианской биеннале в 1993 году. В 2011–2012 годах масштабная и пользовавшаяся огромным успехом ретроспектива Кусамы была показана в Национальном музее искусств королевы Софии в Мадриде, Центре Жоржа Помпиду в Париже, галерее Тейт в Лондоне, Музее американского искусства Уитни в Нью-Йорке. В настоящее время произведения Кусамы демонстрируются в составе двух больших международных выставок. Одна из них — «Яёй Кусама: сон, который мне приснился», включающая свыше ста недавних работ художницы, — была впервые показана в Художественном музее Тэгу (Корея), затем — в Музее современного искусства в Шанхае и в Художественном центре Сеула. Вторая выставка — «Яёй Кусама: бесконечная одержимость» — путешествует по музеям Центральной и Южной Америки.
Куратор Юлия Аксенова

Организаторы выставки благодарят сотрудников KUSAMA Enterprise, галерею изобразительного искусства «Ота», галерею Виктории Миро и галерею Дэвида Цвирнера за помощь в подготовке выставки.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «ГАРАЖ» — место, где встречаются люди, идеи и искусство, чтобы создавать историю.

Основанный в 2008 году Дарьей Жуковой, Музей является первой в России филантропической организацией, направленной на развитие современного искусства и культуры. Широкая программа выставочной, образовательной, научной и издательской деятельности, проводимая Музеем, отражает актуальные процессы, происходящие в русской и международной культуре, и создает возможности для публичного диалога, создания новых произведений и их критического осмысления. Центром этой деятельности является коллекция Музея — первый в стране архив, посвященный истории современного русского искусства с 1950-х годов до наших дней.

Первоначально институция размещалась в знаменитом здании Бахметьевского автобусного парка в Москве (в честь которого и получила свое название), спроектированном архитектором-конструктивистом Константином Мельниковым. В 2012 году «Гараж» переехал в Парк Горького, во временный павильон, созданный именитым архитектором Шигеру Баном. Еще через год рядом с павильоном открылся Образовательный центр «Гараж». 1 мая 2014 года Центр современной культуры «Гараж» перешел в статус Музея современного искусства «Гараж». 12 июня 2015 года «Гараж» откроет свое первое постоянное здание в Парке Горького — бывший ресторан «Времена года», памятник советского модернизма, построенный в 1968 году и реконструированный по проекту Рема Колхаса и бюро ОМА.

ФОНД РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ ИСКУССТВА «АЙРИС» (Iris Foundation) — некоммерческая организация, основанная Дарьей Жуковой в 2008 году для продвижения и развития современной культуры. Благотворительный фонд «Айрис» поддерживает деятельность «Гаража» в России и во всем мире.

Музей современного искусства «Гараж» оставляет за собой право вносить изменения в выставочный план.

Деятельность Музея современного искусства «Гараж» осуществляется при поддержке официального партнера Audi.

Audi Russia
Концерн Audi AG — глобальный производитель автомобилей премиум класса, которые отличаются инновационностью, актуальным дизайном и использованием самых передовых технологий. На протяжении многих лет Audi во всем мире поддерживает значимые проекты в области культуры и искусства, инициирует коллаборации со знаменитыми художниками, как например, арт-проект с художницей Яёи Кусама, приуроченный к 100-летию бренда. Поэтому долгосрочное стратегическое партнерство с Музеем современного искусства «Гараж» — логичное продолжение международной стратегии концерна. Поддержка искусства представляет особый интерес для Audi, поскольку во многом именно творчество стимулирует развитие прогресса.
В 2014 году компания Audi передала клиентам 1 741 100 автомобилей, что на 10,5% больше, чем в прошлом году (1 575 500 ед). Международное жюри, состоящее из журналистов и экспертов, удостоило Audi A3, одну из самых успешных моделей бренда, звания «World Car of the Year 2014». В период 2015–2019 гг. марка Audi планирует осуществить инвестиции на общую сумму 24 млрд евро. В первую очередь выделенные средства будут израсходованы на разработку новых продуктов и ресурсосберегающих технологий. Компания полностью выполняет свои социальные обязательства во многих сферах и придерживается принципов устойчивого развития при производстве продуктов и организации рабочих процессов. В долгосрочной перспективе марка с четырьмя кольцами поставила перед собой цель — разработать автомобиль с нулевыми выбросами CO2.