25.01.2017 1:00
добавлено:
рубрика:

НБКИ и АВТОСТАТ: в 2016 году количество выданных автокредитов выросло на 13,8% по сравнению с 2015 годом и достигло 552,4 тысяч

По информации 4000 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), по итогам 2016 года количество проданных в кредит автомобилей составило 552,4 тыс. единиц, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 13,8% (в 2015 году — 485,3 тыс. единиц). При этом в              4 квартале 2016 года темпы роста автокредитования были еще выше – на 23,2%, а количество «кредитных» авто составило 161,3 тыс. ед. (в 4 кв. 2015 года — 130,9 тыс. ед.).бюро

Также необходимо отметить, что согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», объем рынка новых легковых автомобилей в 2016 году сократился на 4,1% по сравнению с предыдущим годом и составил 1 255,3 тыс. единиц (в 2015 году – 1 308,5 тыс. ед.). При этом в четвертом квартале 2016 года, впервые за 2 последних года был отмечен рост рынка новых автомобилей – на 8,5% до 367,5 тыс. единиц (в 4 кв. 2015 года – 338,7 тыс. ед.).

Сопоставление данных НБКИ об автокредитах и агентства «АВТОСТАТ» о динамике объемов авторынка указывает на увеличение доли «кредитных» автомобилей в общих продажах (Таблица 1). Так, в 2016 году доля автомобилей, проданных в кредит, составила 44,0%, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 6,9 п.п. (в 2015 году — 37,1%).

Таблица 1. Динамика рынка новых автомобилей, выдачи автокредитов и доли автомобилей, купленных в кредит

Период Выдачи автокредитов*, тыс. ед. Объем рынка** автомобилей, тыс. ед. Доля кредитных автомобилей***

в объеме рынка

1 кв. 2014 г. 194,1 555,5 34,94%
2 кв. 2014 г. 205,7 553,3 37,18%
3 кв. 2014 г. 206,1 524,3 39,31%
4 кв. 2014 г. 217,5 704,4 30,88%
ВСЕГО в 2014 году 823,4 2 337,5 35,23%
1 кв. 2015 г. 60,4 275,2 21,95%
2 кв. 2015 г. 144,4 325,0 44,43%
3 кв. 2015 г. 149,6 369,6 40,48%
4 кв. 2015 г. 130,9 338,7 38,65%
ВСЕГО в 2015 году 485,3 1 308,5 37,09%
1 кв. 2016 г. 102,1 268,2 38,07%
2 кв. 2016 г. 134,8 303,5 44,42%
3 кв. 2016 г. 154,2 316,1 48,78%
4 кв. 2016 г. 161,3 367,5 43,89%
ВСЕГО в 2016 году 552,4 1 255,3 44,01%

Детализированная информация о показателях авторынка и рынка автокредитования предоставляется подписчикам аналитических материалов агентства «АВТОСТАТ» и Национального бюро кредитных историй (НБКИ)

 

«Несмотря на продолжающееся второй год падение автомобильных продаж, темпы выдачи автокредитов и, соответственно, их доля в структуре авторынка неуклонно растут, — комментирует генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – Вместе с тем, качество автокредитов продолжает ухудшаться, превысив уровень 9% (доля просроченной задолженности свыше 30 дней). Тем не менее, в этом сегменте розничного кредитования ситуация с просрочкой существенно лучше, чем в случае с необеспеченными кредитами. Важно, что новые данные и решения НБКИ позволяют кредиторам проводить детализированную оценку риск-профиля заемщиков и управлять рисками. Если говорить о факторах, продолжающих сдерживать развитие не только автокредитования, но и всего авторынка, то, по нашему мнению, главным из них по-прежнему остается снижение реальных доходов населения».

«Действительно, авторынок четвертый год подряд демонстрирует падение, – говорит исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. – Однако результаты 4 квартала 2016 года вселяют оптимизм: впервые за два последних года был отмечен квартальный рост продаж автомобилей по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Что касается роста доли «кредитных» автомобилей в структуре рынка, то он во многом обусловлен реализацией госпрограммы льготного автокредитования, действие которой продлевается и на 2017 год. Таким образом, автокредитование остается для банков одним из достаточно привлекательных продуктов розничного кредитования, а для граждан – одним из наиболее доступных способов приобретения автомобилей».

Таблица 2. Топ-10 регионов с наибольшими объемами рынка новых легковых автомобилей в 2016 году

Регионы Объем рынка** в 2016 году, ед. Автокредиты Доля автокредитов*** в объеме рынка в  2016 году
  2016 год Изменение к 2015 г., в %
г. Москва 200 365 50 069 20,9% 25,0%
Московская область 97 457 36 448 17,2% 37,4%
г. Санкт-Петербург 85 641 37 263 14,4% 43,5%
Республика Татарстан 59 436 35 940 11,5% 60,5%
Краснодарский край 48 736 18 850 20,1% 38,7%
Самарская область 43 970 20 705 15,2% 47,1%
Республика Башкортостан 43 656 24 684 14,3% 56,5%
Ростовская область 35 275 16 078 21,8% 45,6%
Свердловская область 33 910 16 029 11,8% 47,3%
Нижегородская область 31 167 17 733 7,9% 56,9%

 

Таблица 3. Топ-10 регионов с наибольшей долей автокредитов в структуре рынка в 2016 году

Регионы Доля автокредитов*** в объеме рынка в  2016 году Автокредиты Объем рынка** в 2016 году, ед.
  2016 год Изменение к 2015 г.
Республика Тыва 72,1% 325 -5,8% 451
Ленинградская область 69,7% 10 279 15,8% 14 748
Республика Марий Эл 65,5% 3 372 9,8% 5 147
Магаданская область 64,3% 184 55,9% 286
Республика Саха (Якутия) 64,1% 1 053 4,7% 1 644
Республика Адыгея 62,6% 1 629 11,0% 2 601
Еврейская автономная область 62,5% 60 25,0% 96
Курганская область 62,0% 2 680 9,3% 4 326
Удмуртская республика 61,7% 9 821 13,9% 15 927
Чукотский автономный округ 61,5% 72 33,3% 117

Примечание: в целом по рынку РФ, данные и расчеты НБКИ и агентства «АВТОСТАТ».

* С учетом автомобилей с пробегом.

**На основании регистраций новых легковых автомобилей в РФ.

*** Доля кредитов, выданных на новые автомобили несколько меньше, т.к. отсутствует разбивка данных по выдачам кредитов на новые автомобили и автомобили с пробегом.

 

Национальное бюро кредитных историй (АО «НБКИ») создано в марте 2005 года. В число акционеров бюро входят крупные банки и международные компании CRIF и TransUnion. Основное направление деятельности – создание единого центра хранения и обработки всей информации, необходимой для принятия кредитных решений. По состоянию на 1 января 2017 года Бюро консолидирует информацию о 202 млн кредитов, выданных свыше 4 000 кредиторами, сотрудничающими с НБКИ. В НБКИ хранится информация о 80 млн заемщиков. Бюро предоставляет десятки современных высокотехнологичных решений в области контроля и оценки рисков, прогнозной аналитики.