27.04.2016 9:21
добавлено:
рубрика:

Объем торговых центров от крупнейших девелоперов в Московском регионе в 1,5 раза превышает площадь Монако

Десять крупнейших девелоперов Московского региона построили 2,845 млн кв. м качественных торговых площадей за последние 15 лет, что почти в 1,5 раза превышает площадь Монако, подсчитали аналитики компании Colliers International. Среди крупнейших девелоперов торговой недвижимости – IKEA Shopping Centers Russia (555 тыс. кв. м), ГК «Ташир» (371 тыс. кв. м), Crocus Group (366 тыс. кв. м). Несмотря на то, что в I квартале 2016 г. в Москве не было введено ни одного ТЦ, что стало настоящим антирекордом последних 10 лет, всего на 2016 г. девелоперы анонсировали выход 540 тыс. кв. м торговых площадей. При этом на фоне ввода нескольких крупных объектов, наличия достаточно большого количества альтернативных свободных площадок для ритейлеров и отсутствия позитивных трендов в экономике, вакантность в сегменте может вырасти до 10% по итогам года.
Наиболее активными игроками с точки зрения девелопмента новых торговых центров в Московском регионе в настоящее время остаются компания Enka (строящийся ТРЦ на Каширском шоссе и проект МФК на месте «Капитолий Шереметьевская»), ГК «Регионы» (строящийся парк развлечений в Нагатино и проект ТРЦ «Июнь» на Преображенской площади), компания Immochan (строящийся ТЦ на Пролетарском проспекте и проекты ритейл-парков на Ярославском шоссе и трассе М-4 «Дон»), ГК «Ташир» (строящиеся МФК «Известия», МФК на Аминьевском шоссе и ТРЦ «РИО Мытищи»), компания IKEA (проект ТРЦ «МЕГА Мытищи» и планы по увеличению площадей ТРЦ «Мега Химки» и «Мега Теплый Стан») и «ТПС Недвижимость» (строящиеся ТРЦ «Океания» и ТРЦ на Хорошевском шоссе).
Поскольку в ближайшей перспективе основной объем ввода в Московском регионе будет сосредоточен в зоне между ТТК и МКАД, а также в городах-спутниках, интересными с точки зрения нового торгового девелопмента становятся относительно крупные города с дефицитом торговых площадей, расположенные вдоль крупных вылетных магистралей области (до 30-50 км от МКАД), особенно в перспективных зонах массового жилого строительства.
Так, к числу городов с наибольшим потенциалом для профессионального девелопмента (в том числе за счет социально-экономических индикаторов) можно отнести Подольск, Долгопрудный и Балашиху.
Всего в 2016 г. девелоперы анонсировали выход 540 тыс. кв. м торговых площадей. В числе ключевых проектов ТРЦ – «Рига Молл», «Ривьера», «Океания», ТРЦ на Хорошевском шоссе, «Бутово Молл» и 2-я очередь «Метрополиса». Помимо этого, в 2016 г. планируется реконструкция ТД «Дружба» и ТД «Перовский», частичная реконструкция и строительство 2-й очереди запланировано в ТЦ «Золотой Вавилон Отрадное», в рамках реконструкции МФК «Известия» ожидается открытие торговой галереи «Тверской Пассаж», не работающей с 2012 г.
Учитывая планируемый в 2016 г. ввод нескольких крупных объектов, наличие достаточно большого количества альтернативных свободных площадок для ритейлеров и отсутствия позитивных трендов в экономике (которые прогнозировались на протяжении второго полугодия 2015 г.), вакантность в торговых центрах Москвы может вырасти до 10%.
Анна Никандрова, партнер Colliers International в России:
«Мы наблюдаем, что рынок торговой недвижимости потихоньку оживает. Несмотря на это, текущее и планируемое предложение по-прежнему существенно превышает спрос – в результате мы видим постепенное повышение вакансии. Тем не менее российский рынок остается привлекательным для международных ритейлеров. В I квартале состоялись две значимые премьеры – открытие города-профессий Kidzania и первого полноформатного бельевого бутика Victoria’s Secrets.
Помимо планов по вводу более полумиллиона торговых площадей в составе классических ТЦ, в среднесрочной перспективе рынок торговой недвижимости Москвы может дополнительно прирасти почти 10 млн кв. м ритейла, которые планируется разместить в составе 273 ТПУ в рамках реализации Программы строительства транспортно-пересадочных узлов. Далеко не весь планируемый объем площадей будет реализован в формате классических ТЦ – существенная часть придется на так называемый support-ритейл в рамках ж/д станций. Однако в проектах некоторых ТПУ предусмотрена реализация крупных торговых комплексов. Самые перспективные проекты ТПУ с интересными локациями вызывают интерес у всех крупных профессиональных девелоперов».