О влиянии перформанса на историю русского искусства XX-XXI веков можно узнать из образовательной программы к выставке «Перформанс в России: картография истории». В программу входят цикл лекций, экскурсии, Teen’s Talk, занятия для детей.
Кинопоказ. Сергей Курехин. 2008 год. Россия. Реж. Владимир Непевный. 83 мин.
24 октября, пятница, 19:30.
Образовательный центр «Гараж»
Вход свободный
Документальный фильм о музыканте, композиторе, актере, основателе знаменитого проекта «Поп-механика», Сергее Курехине, создан в соавторстве с вдовой художника Анастасией Курехиной. Фильм содержит уникальные съемки концертов, репетиций, интервью и работы в студии, существовавшие ранее только в личном семейном архиве.
ЗВУК В АВАНГАРДЕ. ИЗ ИСТОРИИ ЗВУКОВЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ 1910‒1930-Х ГГ.
Лекция
Константин Дудаков-Кашуро
23 октября, четверг, 19:30
Образовательный центр «Гараж»
Вход свободный
Звуковая составляющая русского авангарда чаще всего представлена композиторским творчеством. Незадолго до революции и, особенно, в послереволюционные годы звуковые эксперименты стали важной частью не только музыкальной, но и художественной, театральной, кинематографической и даже педагогической теории и практики. Большинство из них находились на стыке музыки, других искусств, представления и повседневности, что в известной степени позволяет говорить о них в ракурсе перформанса. Подчас такие эксперименты не укладывались и в стилистические принципы авангардных направлений. На лекции будут освещены наиболее важные и яркие моменты малоизвестной истории раннесоветской звуковой культуры, а также проблемы реконструкции этих явлений в сегодняшнее время.
Константин Дудаков-Кашуро ‒ культуролог, авангардовед, доцент МГУ им. М. В. Ломоносова, один из авторов экспозиционного проекта «Реконструкция шума» и музыкально-сценической программы «Реконструкция утопии» (Гран-при премии Сергея Курехина – 2014).
ЧТО МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ ПСИХОАНАЛИЗ О ПЕРФОРМАНСЕ?
Лекция
Глеб Напреенко
30 октября, четверг, 19:30
Образовательный центр «Гараж»
Вход свободный
Художник во время перформанса помещает свое тело в пространство репрезентации и власти в широком смысле слова: норм приличия, законов государства или той или иной институции. Так автор попадает в пространство политическое, поскольку таковым является любое пространство. Психоанализ – это также территория пересечения телесности и языка, субъекта и политики, сексуальности и закона. Как с помощью психоаналитической оптики можно смотреть на перформансы, осуществляемые в таких разных политических режимах, как советская реальность в различные ее периоды, западный капитализм или современная капиталистическая Россия?
Глеб Напреенко (р. 1989) ‒ cотрудник научного отдела Музея современного искусства «Гараж».
Художественный критик, историк искусства. Автор статей для «Художественного журнала», журналов «Артхроника» и «Диалог искусств», а также для разделов искусства сайтов openspace.ru и colta.ru.
ЖЕСТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИЛИ ЖЕСТ ПОЛИЦЕЙСКОГО?
Лекция
Павел Митенко
6 ноября, четверг, 19:30
Образовательный центр «Гараж»
Вход свободный
Политическая интрига наших дней разворачивается на линии, разделяющей и сталкивающей осуществление двух типов власти: власти вместе с другими и власти над другими (полиции). Это противостояние (политика) совершается как открыто, на виду у всех, так и скрыто, на уровне поддержания различных форм жизни, мысли и чувствования. В чем же заключается особенность этого столкновения в российской ситуации на примере перехода от советской к постсоветской истории и какую роль в нем играет искусство в общем и перформанс в частности? Являлись ли политическими акции группы «Коллективные действия» и перформансы 80-х? В каком смысле можно говорить о политическом значении акционизма 90-х? Что происходит с искусством в случае заключения альянса с той или иной политической силой? Что означает автономия искусства сегодня? В чем заключается сила искусства, его способность повлиять на исход противостояния современности в стремительно меняющейся действительности? Помимо исторических примеров, будут рассмотрены акции групп «Война», Pussy Riot, Петра Павленского.
Павел Митенко ‒ участник группы «Радек», НИИ митингов, движения «Оккупай», фестиваля «МедиаУдар». Акционист и исследователь.
«ЖИЗНЬ-ТЕАТР»: LIVE ART НА ГРАНИЦАХ АВТОРСКОГО ЧТЕНИЯ, ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ И ТЕАТРА
Лекция
Валерий Золотухин
8 ноября, суббота, 17:00
Образовательный центр «Гараж»
Вход свободный
«Театр для себя» драматурга, режиссера и теоретика сценического искусства Николая Евреинова не осуществляет разделение на актеров и зрителей. Придуманные режиссером сценарии стирают границы сцены и профессионализации и сегодня более всего напоминают перформансы 1970‒80-х годов. «Жизнь-театр», в свою очередь, был девизом и программой, заимствованной у Николая Евреинова футуристами и последовательно воплощенной ими в жизнь. На лекции речь пойдет о формах live art первой четверти ХХ века, рождавшихся на стыке авторского чтения, публичного выступления и театра.
Валерий Золотухин – кандидат искусствоведения, главный научный сотрудник отдела рукописей Российской государственной библиотеки. Автор работ по истории русского и советского театра ХХ века, проблемам изучения звучащей художественной речи.
ПЕРФОРМАНС И СОВЕТСКИЙ ТЕАТР 1970‒80-Х
Лекция
Валерий Золотухин
15 ноября, суббота, 17:00
Образовательный центр «Гараж»
Вход свободный
Встречу русского театра с перформансом принято относить к рубежу 1980‒90-х годов. Однако опыты работы с телесностью актера и эксперименты с их общим со зрителем пространством, создание сценической реальности «здесь и сейчас», интерес к материальности голоса актера – все это не было чуждо русскому театру последних трех десятилетий ХХ века, от Юрия Любимова до Анатолия Васильева и его учеников. Как изменятся наши представления о советском театре, если рассматривать его под углом современной теории перформанса?
Валерий Золотухин – кандидат искусствоведения, главный научный сотрудник отдела рукописей Российской государственной библиотеки. Автор работ по истории русского и советского театра ХХ века, проблемам изучения звучащей художественной речи.
ГЕНДЕРНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ПЕРФОРМАНСА (1990-е – 2010)
Лекция Людмилы Бредихиной
20 ноября, четверг, 19:30
Образовательный центр «Гараж»
Вход свободный
Гендерный анализ требует внимания к соотношению универсальных и локальных тенденций. История российского акционизма имеет собственную архаику (русский авангард), специфику, прагматику и собственные гендерные характеристики. Картина последних трех десятилетий разнообразна и симптоматична. В ходе лекции будут прослежены мутации гендера в женском и мужском перформансе на материале «героического» перформанса (Елена Ковылина, Олег Кулик), «бунтарско-лузерского» (Александр Бренер, «Война», Pussy Riot, Петр Павленский) и многие другие. Постмодернистский плюрализм 90-х сменился желанием иметь твердую позицию. Но если «акционизм – слишком искусство для политики и слишком политика для искусства» (А. Осмоловский), как быть? Этот и многие другие актуальные для нас вопросы обсуждались в феминистской критике (Рита Фелски, Люси Липпард, Джудит Батлер). Как сравнить локальные решения с «универсальными»?
Людмила Бредихина – критик, куратор, специалист в области гендерных исследований, автор статей о современном искусстве и гендерной теории для русских и иностранных изданий. Автор-составитель антологии «Гендерная теория и искусство» (М., 2006) совместно с Кэти Дипуэлл.
КИНОПОКАЗ.
ОЛЕГ КУЛИК: ВЫЗОВ И ПРОВОКАЦИЯ. 2008 ГОД. РЕЖ. ЕВГЕНИЙ МИТТА. 70 МИН.
21 ноября, пятница, 19:30.
Образовательный центр «Гараж»
Вход свободный
Первый фильм документального цикла Евгения Митты и Александра Шейна «Антология современного искусства». Его герой – художник, известный своими провокационными перформансами, «человек-собака» Олег Кулик. В центре фильма – история становления художника. На наших глазах происходит превращение созерцательного метафизика в яростного акциониста. Фильм раскрывает перед нами внутренние мотивы его творчества, философию и драматургию развития его карьеры.
КИНОПОКАЗ.
АНИМАЛИСТСКИЕ ПРОЕКТЫ. 1992 ГОД. РЕЖ. НИНА ЗАРЕЦКАЯ. 35 МИН.
21 ноября, пятница, 20:45.
Образовательный центр «Гараж»
Вход свободный
Телевизионный фильм представляет собой хронику одного из самых ярких событий молодой галерейной жизни Москвы 1992 года – фестиваля «Анималистские проекты» в галерее «Риджина». Сразу несколько известных московских художников в течение весны выступали с изощренно продуманными и откровенно провокационными выставками-перформансами: Олег Кулик, Юрий Лейдерман, Анатолий Осмоловский, Борис Орлов и другие авторы.
ВЫСТАВКА-АКЦИЯ
Лекции Саши Обуховой
27 ноября, четверг, 19:30
4 декабря, четверг, 19:30
Образовательный центр «Гараж»
Вход свободный
С начала 1980-х годов в кругу художников московской школы концептуализма получила распространение особая форма коллективного показа, заместившая собой традиционную квартирную выставку. Выставка-акция подразумевает полную смену привычных экспозиционных декораций: вместо чинной развески картин по стенам она предлагает тотальное изменение контекста. Выставочной площадкой могут стать городские улицы или кафе, сиденье стула или колхозное поле. Выставка-акция мыслится устроителями как вторжение в любое социальное пространство и одновременно как повод пересмотреть концепцию экспоната. В 1990-е годы художники проводили выставки-акции в Бутырской тюрьме, в Московском зоопарке, на раскрытом створе разведенного Дворцового моста в Санкт-Петербурге, в пельменной, в морозильнике хладокомбината «Айс-Фили», в Сандуновских банях и на дне бассейна «Москва». Лекции, как обычно, будут сопровождаться показом редких фото- и видеоматериалов из архива Музея «Гараж».
Саша Обухова (р. 1967) – руководитель научного отдела Музея современного искусства «Гараж, историк искусства. Работала в Институте проблем современного искусства, Государственной Третьяковской галерее, Государственном центре современного искусства. В 2004 году стала одним из учредителей и директором Фонда «Художественные проекты», основала при Фонде архив современного русского искусства.
КИНОПОКАЗ.
ТИМУР НОВИКОВ. НОЛЬ ОБЪЕКТ. 2014 ГОД. РЕЖ. АЛЕКСАНДР ШЕЙН. 95 МИН.
5 декабря, пятница, 19:30
Образовательный центр «Гараж»
Вход свободный
Новый фильм из цикла «Антология современного искусства», посвященный художественной революции 80-х. В его центре – художник и ключевая фигура петербургского андеграунда, друг и соратник Виктора Цоя, Сергея Курехина, Сергея «Африки» Бугаева, Георгия Гурьянова и Владислава Мамышева-Монро – Тимур Новиков.
ОТКРЫТЫЕ МАСТЕРСКИЕ
По субботам и воскресеньям
13:00–13:50 1-я сессия
14:00–14:50 2-я сессия
15:00–15:50 3-я сессия
16:00–16:50 4-я сессия
Вход свободный
Для детей от 5 лет и творческих взрослых
Эскизы кубистических костюмов К. Малевича, стихи и пьесы Д. Бурлюка и В. Маяковского, эскизы сценических конструкций Л. Поповой, декорации и спектакли театра «Синяя блуза». Вместе с преподавателями Открытых мастерских участники смогут погрузиться в один из самых ярких периодов в истории русского перформанса – авангард и создадут работы в духе футуристических опытов 1920-х годов.
В РАМКАХ ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОЕКТА «СЕМЕЙНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
МАРШРУТ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ 14+ «ЧТО ЗАВИСИТ ОТ ТЕБЯ?»
TEEN’S TALK
По субботам, 18 и 25 октября, 1 и 8 ноября, с 16:00 до 17:00
Участие в мероприятии: бесплатное, по предварительной записи по e—mail: kids@garageccc.com и по телефону 8 967 037 17 68, Владимирцева Екатерина.
Количество мест ограничено. Сбор группы у стойки информации за 10 минут до Teens Talk’а.
Несмотря на то, что выставка имеет возрастное ограничение 18+, произведения с данной маркировкой находятся в отдельном закрытом пространстве и не входят в маршрут Teens Talk.
Teen’s Talk меняет представление о скучных и обязательных «экскурсиях после школы» и дает возможность подросткам выступить экспертами в области современного искусства. Вместо монотонного рассказа – живая беседа в пространстве выставки о самых неоднозначных моментах в истории русского перформанса на примере нескольких работ, возможность высказать свое мнение и вступить в дискуссию. Ведут Teen’s Talk участники Молодежной команды «Гаража» – старшеклассники и студенты, в течение прошлого учебного года изучавшие основы современного искусства и пробовавшие себя в работе в самых разных музейных сферах. Teen’s Talk в рамках выставки «Перформанс в России: картография истории» Музея «Гараж» является частью параллельной программы проекта «Семейное путешествие. Всей семьей в музей!», в котором принимают участие около 40 московских музеев и библиотек.
WORK TALK / БЕСЕДА В ЭКСПОЗИЦИИ
По субботам и воскресеньям, с 15:00 до 15:30
Вход свободный для купивших билет на выставку
Количество мест ограничено. Сбор группы у стойки информации за 10 минут до work talk’a.
Как правило, «Гараж» предлагает либо посетить лекцию, либо заказать экскурсию по экспозиции. Часто у многих нет времени прийти в Музей еще раз, а кто-то с детских лет боится экскурсий, ассоциируя их со скучными монологами. Именно поэтому во время work talk’а у посетителей есть возможность поучаствовать в живом разговоре об искусстве каждые выходные и каждый раз — возле новой работы. Ведущие готовы к открытым дискуссиям, и потому приветствуются любые вопросы от зрителей.
ШКОЛЬНЫЕ И СТУДЕНЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ
Длительность: 60 мин.
Каждый день с понедельника по пятницу
Вход свободный, но необходима предварительная запись
Для записи достаточно заполнить заявку на сайте Музея «Гараж»
В любой будний день для школьных и студенческих групп Музей современного искусства «Гараж» предлагает бесплатные экскурсии по выставке «Перформанс в России: картография истории». Экскурсии адаптированы для разных возрастных групп.
ЭКСКУРСИИ
Длительность: 60 мин.
Ежедневно в любое время
Вы можете заказать индивидуальную или групповую экскурсию по выставке в любое удобное для вас время. Стоимость экскурсий уточняйте, пожалуйста, на стойке информации или по телефону +7 (495) 645-05-20.
Более подробную информацию вы можете найти на сайте Музея «Гараж» www.garageccc.com или на наших страницах в социальных сетях.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «ГАРАЖ» – место, где встречаются люди, идеи и искусство, чтобы создавать историю.
Основанный Дарьей Жуковой в 2008 году, «Гараж» выступал независимой культурной платформой для развития нового мышления посредством выставочной, образовательной и научной деятельности. Переезд «Гаража» в Парк Горького в 2012 году стал отправной точкой для построения долгосрочной стратегии развития.
С 1 мая 2014 года «Гараж» начал работу в статусе музея современного искусства. Деятельность Музея современного искусства «Гараж» основывается на собственном архиве – уникальной коллекции печатных, фото-, видео- и аудиоматериалов по истории российского современного искусства, которая позволяет институции выступать международным экспертом в данной области. Ключевыми направлениями работы Музея являются знакомство российской аудитории с лучшими выставками мирового современного искусства и научно-исследовательская деятельность. Также «Гараж» реализует собственные выставочные проекты, занимается интеграцией российских художников в международное сообщество, оказывает грантовую поддержку молодым авторам, осуществляет образовательную и издательскую деятельность, занимается разработкой и внедрением инновационных методик детского и семейного образования. Сейчас Музей осуществляет свою деятельность в павильоне, построенном по проекту архитектора Шигеру Бана в Парке Горького. В 2015 году будет открыто основное здание Музея современного искусства «Гараж» (построенный в 60-е гг. павильон «Времена года») на территории Парка Горького, над которым работает агентство OMA во главе с Ремом Колхасом.
ФОНД РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ ИСКУССТВА «АЙРИС» (Iris Foundation) – некоммерческая организация, основанная Дарьей Жуковой в 2008 году для продвижения и развития современной культуры. Благотворительный фонд «Айрис» поддерживает деятельность «Гаража» в России и во всем мире.
Деятельность Музея современного искусства «Гараж» осуществляется при поддержке генерального партнера MasterCard и официального автомобильного партнера Audi.
**За дополнительной информацией просьба обращаться в пресс-службу Музея «Гараж» (Дарья Котова: pr@garageccc.com, +7 903 743 09 74, Соловьева Алена: edu.pr@garageccc.com, +7 965 445 50 62).
rbanews