22.05.2012 9:24
добавлено:
рубрика:

Вальдман: общество стало больше доверять результатам ЕГЭ

Одиннадцатиклассники и девятиклассники России совсем скоро будут сдавать ЕГЭ и ГИА. Эти формы государственной итоговой аттестации призваны продемонстрировать, насколько качественной у выпускников была школьная подготовка. О проблемах оценки качества образования рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Ирине Зубковой директор Российского тренингового центра Института управления образованием РАО Игорь Вальдман.

— Игорь Александрович, что такое качество образования?
— Это понятие динамическое, оно меняется в зависимости от того, кто задает вопрос о нем. Если это ученик, то для него важны хорошие оценки, и чтобы было интересно на уроках, и чтобы он потом мог продолжить образование в вузе или найти хорошую работу. Родителю тоже важны вопросы будущей карьеры ребенка, но еще и проблемы его здоровья, развития общей культуры и формирования ценностей. Так что качество образования — это результат общественного договора. В мире считается, что хорошее образование позволяет обеспечить каждому ребенку наилучшие стартовые условия для успеха в будущем. Британские коллеги говорят: «Критерий хорошей образовательной системы — это мера, в которой наименее обеспеченный член общества имеет возможность преуспеть».

— И эту возможность преуспеть демонстрируют тесты?
— Далеко не только они. Необходимы и другие инструменты: данные исследований, статистики, социологических опросов, общественные оценки. Показателен в этом отношении пример Англии. Там, помимо обычных академических тестов, существует еще три подхода. Первый — национальный опрос мнения детей после завершения школы: насколько школа помогла им дальше устроиться в жизни — найти работу, продолжить образование; как школьные навыки помогли им преуспевать и развиваться. Второе — контроль государственной инспекции, которая подчиняется напрямую премьер-министру и публикует свои оценки работы школ на общенациональном сайте. Каждый житель страны, родитель школьника может их посмотреть. Третье — работа с разными статистическими данными: посещаемость школ, уровень квалификации педагогов и так далее.

— В Англии всё это сформировано уже давно, а российской системе оценки качества образования (СОКО) всего десять лет. Что изменилось за это время?
— Учителя и руководители органов образования поняли, что результаты их работы уже нельзя обсуждать только внутри профсообщества, образовательной корпорации. Эти результаты становятся публичными, интересными и важными для общества, предметом для общественной дискуссии. Так что появилась реальная подотчетность системы образования перед обществом. В свою очередь, общество приняло (пусть и не до конца) идею сочетания внутренней и внешней оценки: то, что когда одни и те же и учат, и оценивают результаты — это не всегда правильно и полезно. Мы стали доверять данным ЕГЭ как объективной процедуре. Но это сразу и создало проблемы: на ЕГЭ стали навешивать все ожидания и с его помощью стали оценивать всё, что только можно: и учителя, и школу, и ребенка, и орган образования, и работу губернатора — сколько не сдавших ЕГЭ у него в регионе… Смешали всё в кучу.

— Как же быть?
— Нужны разные инструменты измерений для разных целей. Тогда и народ будет меньше кричать: «Устали мы от этого ЕГЭ, хватит портить нашу лучшую в мире систему образования».
Система оценки качества должна сделать нашу образовательную систему более открытой и понятной. Она должна давать информацию для принятия реальных и понятных решений: родителю ребенка — какую школу выбрать, какой вуз? Как выстроить свой образовательный маршрут, если в школе нравится учиться, но не хватает чего-то? В какие пойти кружки, к каким репетиторам обратиться? А главное — нужно использовать результаты оценки не для санкций и наград, зачастую необоснованных, а для поддержки ученика и школы.

— Что это означает?
— Органам управления образованием надо перейти от парадигмы контроля к парадигме поддержки. Не столь важно, какие результаты кто показывает, сколько то, есть ли у человека или у школы умные инструменты для самооценки и успеха. При этом не всегда нужно опрашивать, тестировать, оценивать каждую школу и каждого ребенка. Ведь, чтобы понять, хорош ли суп, нам не обязательно съедать всю кастрюлю? Достаточно попробовать пару ложек. И в образовании вполне достаточно выборочных мониторингов, чтобы понять, какие действия предпринимать и куда вкладывать деньги: в покупку компьютеров, в подготовку учителей, в смену учебников, в разработку новых форм обучения и так далее. Причем решения принимаются не относительно конкретного ребенка, а относительно системы в целом.

— Каковы основные сложности в оценке качества образования?
— Главная проблема — подготовка кадров в области ОКО. Очень мало программ в вузах для подготовки специалистов-тестологов с хорошей и математической, и психологической подготовкой. Кстати, мы — Российский тренинговый центр (РТЦ) Института управления образованием РАО — работаем именно в этом направлении: готовим кадры в области оценки качества образования в рамках международной программы READ (Russia Education Aid for Development). РТЦ — это, так сказать, театр антрепризы, а не репертуарный театр. Мы мобильны, под конкретное образовательное событие привлекаем нужных российских и зарубежных специалистов. За год своего существования мы начали формировать хорошую, профессиональную площадку для обсуждения вопросов качества образования. В нашем, условно говоря, клубе сейчас 1118 специалистов из почти 50 регионов России и 8 стран СНГ. Это представители органов управления образованием регионального и национального уровня, разработчики образовательной политики, исследователи и эксперты в области образования, политики и ключевые эксперты и координаторы.
Еще одна важная вещь — то, что представители системы образования пока что не умеют готовить адресную информацию для разных целевых групп. Над этим мы тоже работаем в РТЦ. Для СМИ нужно одно, для родителей другое, для министра образования — третье: немного текста и немного статистики. Одни и те же результаты надо уметь представлять в разном виде и объеме, подавать их в нужный момент времени, нужным способом.

— Но вот, например, рейтинг — способ представления результатов, удобный и понятный для всех.

— Рейтинг — такой же инструмент, как и другие, со своей ограниченной зоной применения. Многое зависит от того, какие показатели положены в его основу. Результаты ЕГЭ? Данные из отчетов? А велика ли их достоверность — особенно с учетом того, что за плохие показатели могут последовать и санкции? И главный вопрос: кто и как будет использовать результаты рейтинга? Либо мы поощряем лидеров и наказываем аутсайдеров, либо мы формируем программу поддержки для тех, кто внизу рейтинга. Если управленец использует рейтинг, чтобы понять, какие школы по каким параметрам «западают», и дальше их не ругать, а помогать, поддерживать, то я только «за». Школы в разных условиях. Есть такие, где по объективным причинам много слабообучающихся детей, из неполных, из небогатых семей и так далее. И надо сказать спасибо школе и педагогам, что они работают с ними — может быть, не сильно их продвигают вперед, но и не дают упасть вниз.

— Значит, исключить такие школы из рейтингов?

— Нет, почему же? Просто нужно переходить от сплошного линейного рейтингования к сравнению равных с равными — в рамках кластера. Надо смотреть на размер школы, на то, где она находится: в бедном районе или в богатом городском? Сколько детей из семей, живущих ниже прожиточного уровня? Сколько детей-мигрантов, не владеющих русским языком? Оценили при помощи тестов и опросов — провели кластерный анализ результатов, сравнив равных с равными, — выявили реально слабых, тех, кто в своей группе внизу, — и начинаем анализировать: почему проблема в этой школе. Затем разрабатываем меры поддержки — на год, на два… Потом опять провести оценку.

— Зачем?
— Важнее смотреть на динамику, на прогресс школы и индивидуальный прогресс ученика, нежели на одномоментный срез. Допустим, сельская или расположенная в «пьяном» микрорайоне школа демонстрирует 45 баллов по ЕГЭ. Мало? Но если из года в год там потихоньку этот балл прибавляется, то можно сказать, что результат прекрасный: школа вытаскивает детей из очень сложных ситуаций. Это настоящий успех.

www.ria.ru