08.12.2016 7:58
добавлено:
рубрика:

«Велес Капитал» в СМИ

На низком старте
«Инвестиции. Профессиональный взгляд»

Развитие финансовых технологий в России набирает обороты. Эксперты в один голос утверждают: кризис — не помеха финтеху, а мотиватор для развития и поиска новых идей. Компании финансового сектора активно присматриваются к стартапам, предлагающим новые решения для бизнеса. Журнал «Инвестиции. Профессиональный взгляд» опросил участников финтех-рынка и выяснил, кто является основным заказчиком разработки новых технологических решений, какие из них наиболее востребованы и по каким критериям происходит подбор стартапов для инвестирования.

Потенциал рынка финтеха в России
Инвестиции в финтех в России в 2015 году составили около 10 млн долл. США, за полгода 2016 сумма уже выше. Однако если брать простую оценку в 1% от порядка 20 млрд долл. США (это общемировые инвестиции в финтех за 2015 год), то потенциал — не менее 200 млн долл. США. Вывод очевиден: потенциал российского рынка существенен.
Финтех медленно, но разгоняется. Сейчас можно выделить топ-20 российских банков, которые уже конкурируют в своих моделях открытых инноваций, и интерес к молодым инновационным компаниям подтверждают проектами как клиенты, так и стратегические инвесторы. Москва в этом плане уникальный город, так как концентрация финансовых, в том числе небанковских, институтов позволяет довольно компактно тестировать бизнес-идеи и новые решения.

Трудно отделять любой национальный финтех от мировых трендов, понимание которых, равно как и проблем развития индустрии, — главный фактор успеха на этом рынке. Венчурные капиталисты в 2014 году вложили 12 млрд долл. США в финтех-стартапы, а в 2015 — уже 19 млрд, но это на мировой арене, где лидируют США и Китай. Традиционный финансовый сектор в пику предсказаниям о кончине современной банковской индустрии в 2015 году, согласно IDC, потратил 455 млрд долл. США на информационные технологии, и 114 из них — на мобильность. Мобильный телефон становится центростремительной силой в финтехе. Новые финтех-тренды предполагают изменение регуляторных документов, включая законодательную базу многих стран. Что касается России, то, конечно, и объем инвестиций в этой сфере, и медленность в принятии новых регуляторных правил и законов будут сдерживать развитие финтеха.
Кто задает вектор развития?

Существует термин «frinemies» (пер. с англ. — заклятые друзья), ха- рактеризующий отношения банков и финтех-компаний. Если не по- лучается победить какой-то процесс, лучший выход — его воз- главить. Именно так поступают наиболее дальновидные банки, которые создают инновации в сотрудничестве с финтех-стартапами. Также развитию финтеха в России способствуют такие институты, как фонд «Сколково», РВК и ФРИИ, специализированные венчурные фонды, в стране дей- ствуют более семи финтех-инкубаторов и акселераторов, в Банке России создан отдель- ный департамент финансовых технологий. Например, фонд «Сколково» помогает старта- пам коммерциализировать результаты разработок. Фонд участвует в 18 финтех-проектах, и практически все они имеют готовые продукты, выручку и победы в престижных россий- ских и зарубежных конкурсах.

Такие банки, как «Сбербанк» или «Альфа-банк», — с огромным набором услуг, клиентов и сервисов — прекрасно понимают мировые тренды и способны запустить финтех-проекты. Хочется надеяться, что они смогут задать и вектор изменениям в индустрии в целом по стране. На активный поиск новых технологических решений российские банки также подталкивает еще и то, что они должны выйти из своей комфортной зоны, в которой жили долгое время. Раньше они брали ссуды в иностранных банках под 2—3%, а в России продавали кредиты под 11—12%. На этом строилась практически вся финансовая индустрия России. Сейчас дешевые кредиты отсутствуют, и даже пенсионным и страховым фондам стало невыгодно хранить деньги на депозитах. Все это создает предпосылки для создания новых решений.
Динамичное, даже революционное развитие Интернета и информационных технологий изменило мир, в котором мы живем. С одной стороны, искусственный интеллект, блокчейн, облачные технологии — это сегодня так называемые тренды рынка, но с другой стороны, они сформировали реальность для collaborative economy, что вынуждает финансовую индустрию меняться.
Меняется и сфера страхования — сервисы перемещаются в мобильные телефоны. Идентификация пользователя посредством голоса, радужки глаза, отпечатка пальца позволяет совершенно иначе оперировать банковскими платежами, пользоваться страховыми и государственными услугами. Начинают работать сервисы, связанные с искусственным интеллектом, которые абсолютно по-новому используют данные. Социальные медиа, мобильные сервисы и «большие данные» меняют все. Такие мировые бренды, как Google, Apple, Facebook, а в нашем случае «Яндекс», Ozon, «ВКонтакте» и сотовые операторы тоже могут включиться в игру финансовых технологий.
Кризис обнажил назревшие в финансовой индустрии проблемы и принуждает нас взглянуть на привычные вещи по-новому. Нужно придумывать новые идеи и зарабатывать. Кто-то не справится и уйдет с рынка, а кто-то на этой волне будет внедрять новые финансовые модели и решения, и поэтому возникнет спрос на финтех-стартапы. Кризис станет катализатором возникновения нового.
Посмотрите на то, что происходит в мире. Landing Club изменяет процесс кредитования, а Currency Cloud — процесс платежей между организациями, Adyen — международный процессинг платежей для того же Uber и Facebook, WorldRemit заменяет и удешевляет привычный WesternUnion, eToro создает платформу для инвестиций и так далее. Во многих странах лидерами выступают правительства. Сингапур, Австралия и Великобритания внедряют blockchain на уровне центробанков, а Китай проводит революционные изменения в peer-to-peer кредитовании. В 2015 году образован первый частный онлайн-банк Tencent Bank. Кризис и новые технологии меняют финансовый мир.

Корпорации стали внимательнее присматриваться к новым технологическим инструментам, в том числе к финтех-стартапам. Сейчас все осознали, что стартапы способны предложить новые способы сократить издержки на расходные операции, а также повысить падающую маржу и открыть новые продукты и направления на традиционных рынках. Кризис разворачивает гигантов к чемпионам завтрашнего дня.
Помимо кредитного сектора интересные продукты и финтех-решения есть в сфере страхования, платежных систем и в таких незатронутых сегментах, как, например, факторинг и залоги.

Финтех-стартапы как инвестиция

На старте необходимо понять свою роль в проекте: каким будет средний чек инвестиции, будете ли вы сопровождать компанию по мере ее роста и участвовать в последующих инвестициях или выйдете на раннем этапе. Также необходимо отслеживать тренды в финтехе и смотреть, какой объем рынка существует для компании. Если он большой, то есть пространство для маневра. Далее нужно проанализировать, насколько сервис уникален и насколько защищен с точки зрения легкости копирования, потому что начинается игра — технологическая или маркетинговая. И самое главное — это команда. Вы должны понимать, сможет она реализовать проект или нет, а также насколько комфортно будет с этой командой «жить» достаточно много лет.

При выборе объектов для инвестиций мы в первую очередь смотрим на объем рынка и возможности по выходу из компаний. Так как наш основной фокус все-таки на b2b-направлении, мы внимательно изучаем готовность корпораций к модели «открытых инноваций» (покупки компаний на внешнем рынке). Успешный стартап должен создать и маркетировать ясное ценностное предложение, которое позволяет либо сокращать издержки, либо зарабатывать больше. Также мы смотрим на основателей. Отлично, когда они работают 5—10 лет в индустрии и ясно видят проблему, которую решают.

Мы не искали инвесторов для нашего проекта. Он изначально был проинвестирован основателями и быстро стал прибыльным — уже через несколько месяцев после запуска. В основе нашего технологического решения лежит анализ данных о клиентах, в первую очередь банковских транзакций, с целью прогнозировать действия клиентов и использовать это для дальнейших высокорелевантных коммуникаций. Пользователи нашего сервиса — крупные банки по всему миру. Сейчас мы привлекаем раунд А, и инвесторы сами нас находят.

Ежегодно фонд «Сколково» проводит Startup Tour в регионах. Летом
проходит самое крупное мероприятие в стране для стартапов — Startup
Village (20 тыс. человек), осенью — грандиозный форум «Открытые ин-
новации». Помимо этого фонд принимает участие в отраслевых форумах
и выставках в России и за рубежом. Например, для поиска финтех-стар-
тапов мы взаимодействуем с ведущими акселераторами и инкубаторами,
в сентябре вместе с Фондом развития интернет-инициатив мы запусти-
ли совместный финтех-акселератор. Основные моменты, на которые об-
ращают внимание независимые эксперты при оценке проектов: техноло-
гия, команда, рынок, потенциал коммерциализации.велес

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс