Большинство российских компаний (82%) планирует увеличить расходы на социальный пакет в 2025 году. Среди приоритетных элементов работодатели называют обучение сотрудников (так ответили 60% респондентов), психологическую поддержку и консультации (57%), ДМС (56%), программы питания (49%), корпоративные пенсионные программы (35%) и компенсацию транспортных расходов (23%). Такие результаты получили аналитики НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ», проведя исследование среди 250 российских компаний методом онлайн-анкетирования.
Примечательно, что постепенное увеличение расходов на соцпакет для российских компаний уже становится тенденцией: так, например, во время опроса 78% российских работодателей подтвердили, что еще в 2024 году увеличили бюджет на социальные льготы по сравнению с 2023 годом. (Рисунок 1)
Рисунок 1. Ответ респондентов на вопрос «Увеличились ли Ваши расходы на соцпакет в 2024 году по сравнению с 2023 годом?»
Рисунок 2. Ответ респондентов на вопрос «Планируете ли Вы увеличить расходы на соцпакет в 2025 году?»
Рассматривая размер роста трат на социальные пакеты в 2025 году, можно отметить, что значения умеренные: на 10-15% планируют увеличить расходы четверть опрошенных компаний (24,79%), на 15-20% — чуть меньше четверти (20,66%), на 5-10% рассчитывают поднять расходы на соцпакет 17,7% юридических лиц, до 5% — 8,2% компаний.
Респондентов спросили: «Какие элементы соцпакета вы считаете сегодня приоритетными для персонала?». 60% компаний назвали программы повышения квалификации и обучения. Второе место заняла психологическая поддержка и консультации (57%). ДМС (добровольное медицинское страхование) вошло в ТОП-популярных ответов, заняв третье место (56,6%). За ним с небольшим отрывом следуют программа компенсации обедов (49%) и спортивные направления (44%). Корпоративную пенсионную программу назвали приоритетной 36% участвовавших в опросе. Интересно, что разница между процентами незначительна. Это говорит о том, что HR-специалисты нацелены на развитие социальной поддержки сотрудников скорее экстенсивным, а не интенсивным путем.
Рисунок 3. Ответы респондентов на вопрос «Какие основные задачи Вы планируете решить, расширяя соцпакет?»
Генеральный директор НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ» Дмитрий Ключник:
«Согласно исследованию, почти половина российских компаний руководствуется желанием повысить вовлеченность и мотивацию сотрудников посредством социальной поддержки (40%), 32% – нацелены на удержание ценных сотрудников, 30% – на привлечение новых квалицированных кадров и 28% – на уменьшение уровня текучести кадров. Для комплексного решения этих задач, безусловно, нужно рассматривать разные инструменты, и один из них – это корпоративные пенсионные программы, которые позволяют сотрудникам формировать дополнительный финансовый запас на будущее вместе с работодателем. Мы на протяжении последних лет наблюдаем планомерное повышение интереса к КПП. Эта программа позволяет создавать долгосрочные стабильные отношения с сотрудниками». (Рисунок 3)
Краткие выводы
Рост важности социальных пакетов для компаний | · В 2024 году социальный пакет стал важным элементом не только компенсационной политики, но и стратегического подхода к удержанию сотрудников
· Стабильно растущий интерес к КПП со стороны работодателей |
Стремление к улучшению условий для сотрудников в будущем | В 2025 году на повестке дня — увеличение расходов на социальный пакет, что подтвердили более 82% респондентов |
Цели расширения социальных пакетов | ▪ повышение вовлеченности и мотивации сотрудников (40%)
▪ удержание ценных сотрудников (32%) ▪ привлечение новых квалифицированных специалистов (30%) ▪ уменьшение уровня текучести кадров (28%) ▪ улучшение корпоративной культуры (18%) ▪ повышение уровня социальной ответственности компании (16%) |
Тенденция к укреплению долгосрочных отношений с сотрудниками | Наблюдается четкая тенденция к усилению социальной составляющей в работе с персоналом. Это может быть реакцией на
▪ растущую конкуренцию за кадры, ▪ изменение ожиданий работников, ▪ осознанием того, что социальные льготы прямо связаны с производительностью и лояльностью сотрудников |
Более подробная информация — в журналах РБА