02.10.2015 5:25
добавлено:

Алексей Репик провёл дискуссию в рамках «Сочи-2015»

Первой панельной дискуссией, открывающей международный инвестиционный форум «Сочи-2015», стала «Россия и евроатлантические экономические партнеры. Каковы шансы на запуск новой стадии отношений?». Модератором площадки выступил президент «Деловой России» Алексей Репик.

В дискуссии, которая была организована при поддержке «Деловой России», приняли участие замминистра иностранных дел России Алексей Мешков, первый замминистра экономического развития РФ Алексей Лихачев, сопредседатель «Деловой России», бизнес-омбудсмен Борис Титов, президент Американской торговой палаты в России Алексис Родзянко, председатель Ассоциации европейского бизнеса в России Филипп Пегорье, управляющий партнер EY Россия Александр Ивлев, президент и гендиректор Американо-Российского делового совета Дэниел Расселл, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Московской области Владимир Головнёв и др.

Участники дискуссии размышляли о том, как выстраивать отношения с традиционными партнерами из Западной Европы и Северной Америки в контексте изменившейся внешнеполитической ситуации. Они признали, что объем экономического сотрудничества со странами Европы и Северной Америки, наличие производственных и транспортно-логистических цепочек играют настолько важную роль, что даже в ситуации заметных внешних разногласий координация действий между бизнесом и экономическими блоками правительств России и стран традиционного экономического партнерства остается крайне интенсивной. Особую значимость имеет взаимодействие в сфере трансфера технологий, локализации производства, создания совместных предприятий.

Президент «Деловой России» напомнил собравшимся, что наработанные годами деловые связи стали зависеть от изменившейся внешнеполитической ситуации. «Уже ни для кого не секрет, что контекст экономического взаимодействия России с рядом ее ключевых партнеров изменился – большую роль в развитии торгово-экономических отношений стала играть внешнеполитическая конъюнктура», – отметил Алексей Репик во вступительном слове. Однако недостаток аргументов на правительственном уровне активировал бизнес-дипломатию: не мы вводили торговые ограничения, но в наших силах подать пример, сигнал о том, что ни одной из стран-участниц санкции не идут на пользу, добавил он.

«Нам нужны прагматичные отношения, где бы мы могли четко говорить в глаза друг другу то, что думаем, и могли вырабатывать те формулы, которые бы реально действовали в будущем», – сказал замминистра иностранных дел России Алексей Мешков, напомнив, что Россия – не та страна, которую можно изолировать. «В этом плане роль бизнеса – принципиальна и уже помогает в решении определенных практических задач. Мы видим через многочисленные встречи с бизнесом, что европейское деловое сообщество дает совершенно четкий сигнал своим правительствам, что это не наша «свадьба» с Европейским Союзом, то есть выигрывают другие партнеры, в том числе и заокеанские», – добавил он.

Первый замминистра экономического развития РФ Алексей Лихачев оценил экономический ущерб от санкций для экономики России и ее западных партнеров. «Думаю, что ущерб санкций для Российской Федерации за эти 1,5 года можно оценить в 20-25 млрд долл., ущерб наших партнеров (это в первую очередь Евросоюз) – где-то до 100 млрд долл. Это прежде всего компании, экономические операторы, которые работали активно на российско-европейском треке. Если же мы посмотрим на показатели торговли в целом, то позволю себе сделать вывод, что санкции на торговый оборот оказали минимальное влияние. Без сомнения, гораздо большее воздействие в цифрах оказано курсовыми колебаниями, теми изменениями ценовыми на ведущих экспортных рынках (нефть и нефтепродукты, газ, металлургия) и теми региональными изменениями, которые на самом деле начались раньше санкций», – рассказал он. По мнению Алексея Лихачева, бизнес и экономика в целом значительно смягчают те последствия, которые имеют принятые политические решения.

Борис Титов, возглавляющий также Российско-китайский комитет мира, дружбы и развития, рассказал, кто, по его мнению, является для России органичным партнером. «Конечно, российским предпринимателям легче делать бизнес в Европе. Недавно «Деловая Россия» проводила Столыпинский клуб на Дальнем Востоке, где обсуждала этот вопрос с китайцами и японцами. И, что интересно, китайцам тоже легче делать бизнес с европейцами. Соответственно, соображение, что Россия может быть неким мостом между Европой и Азией – на самом деле, далеко от реальности», – посетовал сопредседатель «Деловой России». В то же время, если есть большая выгода, поддержка государств в этом направлении и открываются все дороги, то китайцы вполне заинтересованы в российском поле. «Сегодня это направление развивается значительно быстрее, потому что отношения с Западом во многом остановились», – признал Борис Титов.

Глава Американской торговой палаты в России Алексис Родзянко рассказал о перспективах российско-американских отношениях и барьерах в деловых связях США и России. «Присутствие американского бизнеса – гораздо больше, чем кажется, если просто смотреть на цифры поверхностно, исходя из понятия национальных суверенных единиц», – отметил он. В то же время, политические накладки на бизнес-интеграцию, на деловые связи напоминают скорее не 21-й век, а 18-й, добавил он. «За последние 18 месяцев после ведения санкций [отношение] к нам, к американскому бизнесу со стороны российских официальных представителей – не могу назвать ничего кроме положительного, за исключением бурной законотворческой деятельности. Мне кажется, что со временем интеграционный процесс будет все больше и больше выявлять бессмысленность таких споров», – надеется он.

В завершение дискуссии Алексей Репик напомнил, что преодолеть препятствия на пути развития деловых связей с евроатлантическими партнерами можно только сообща. «Интересный факт – в русском языке невозможно использовать глагол «победить» в единственном числе будущего времени, только во множественном – «мы победим». Это применимо и к нашей ситуации: несмотря на некоторые сложности, совместными усилиями мы сумеем найти новые варианты для взаимовыгодного сотрудничества», – подытожил президент «Деловой России».деловая активность