15.01.2013 10:42
добавлено:
рубрика:

Аналитика: «Университетские инновации»

Современный университет: подходящее ли это место для инноваций? Могут ли российские вузы стать хорошей стартовой площадкой для молодых инноваторов?

Претензий к российской системе образования с момента начала ее реформирования накопилось не мало. Даже высшее руководство государства не раз уже высказывала критику в адрес «некачественных» вузов. Новый виток в борьбе за «чистоту» университетского сообщества начал президент Владимир Путин, по поручению которого в июле 2012 года стартовала комплексная программа реорганизации государственных вузов, которая, в частности, предусматривает сокращение количества университетов за счет присоединения слабых к более сильным. Спустя четыре месяца Минобрнауки уже отчиталась о первых результатах, подготовив список неэффективных российских вузов, куда попало примерно 20% ныне действующих высших учебных достижений.

«Одна из основных функций университета, помимо образовательной — практическая, — считает Елена Кадейкина, Управляющий партнер StartUp Access и консультант Массачусетского Технологического Института, — Вуз должен давать студенту не только фундаментальные знания, но и понимание, как решить технологическую проблему, как выводить на  рынок и продвигать собственную инновацию и как определить влияние продукта на общество».

Создание благоприятной для синтеза инноваций инфраструктуры — еще одна важная вузовская задача. В прошлом году в России насчитывалось более 3000 высших учебных заведений, однако, по словам Евгения Кузнецова, директора департамента развития и коммуникаций ОАО «РВК», только три вуза в современной России хорошо справляются с задачей поддержки инноваций: «Высшая школа экономики», «Томский университет радиоэлектроники (ТУСУР)» и «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики» (ИТМО).

«Сейчас мы готовим национальный стандарт инновационного развития вузов и развития вузовской инновационной инфраструктуры», — делится планами Виталий Виноградов, заместитель директора «Инновационного центра НИУ ВШЭ».

По словам Виноградова, университет должен поставлять на рынок как минимум две основных категории носителей компетенций: молодых амбициозных предпринимателей и более взрослых бизнесменов: научных сотрудников и преподавателей, которые уже добились в жизни определенного положения и готовы рискнуть, открыв собственное дело.

Российские болячки

Правильная трансляция знаний, а также применение их на практике на выходе должно выливаться в запатентованную технологию или прикладное научное исследование, результаты которого в будущем можно будет коммерциализировать. «Результат НИРа — необязательно готовая компания или продукт, иногда это может быть некий промежуточный этап к более серьезным бизнес-стадиям»,- считает Елена Кадейкина. Пока, по мнению эксперта, именно этого, прикладного характера, так сильно не хватает научным разработкам, проводящимся в российских университетах: «Россия очень интересна с точки зрения создаваемых здесь технологий, но не сильна в их дальнейшем применении. Зачастую, ученые занимаются НИРом потому, что очень увлечены процессом. Это неплохо, но если так происходит в 90-95% случаев, это приводит к тому, что многие перспективные идеи просто не претворяются в жизнь», — подытоживает она.

О недостаточность практического подхода к полученным результатам интеллектуальной собственности говорит и Евгений Кузнецов. По его словам, на Западе, любой научный результат тут же попадает в сферу внимания руководства вуза и обязательно выливается в конкретный результат: патент, компанию или же хотя бы в научную статью. Помимо практичного, исследованию стоит быть более современным. Результаты научной деятельности не всегда — заплесневелые и невостребованные индустрией тома, пылящиеся на архивных полках в университетах. Тесное сотрудничество с индустрией, и попытка услышать потребности реального бизнеса могут гарантировать университетам спрос на результаты их НИРов, а также способствовать зарождению и развитию инноваций в стенах вуза.

Ориентация только на студентов, как главных реципиентов образовательных услуг и как главных драйверов инновационного развития — еще одно частое заблуждение российских учебных заведений. Сегодня самое распространенное инфраструктурное решение в университетах нашей страны — студенческий бизнес-инкубатор, призванный ускорить развитие и рыночную валидацию бизнес-инициатив учащихся. Однако западный опыт подсказывает отечественным вузам иную практику и советует сместить фокус со студентов в сторону профессоров, которые, зачастую, представляют собой золотой фонд университетов. Чаще всего в профессора на Западе не теоретики, а исследователи и предприниматели, имеющие реальный опыт в отрасли и готовые оказать молодым предприимчивым студентам, в том числе, и менторскую поддержку. По словам Елены Кудейкиной, хорошие преподаватели должны быть сильно погружены в рынок и транслировать своим подопечным не только фундаментальные знания, но и реальный опыт их использования в деловой среде.

«Однако лучшая инфраструктура университета — это его выпускники», — считает Евгений Кузнецов. Люди, вышедшие из университета и продолжающие общаться и сотрудничать с Alma Mater уже от лица крупных компаний, помогают вузу лучше слышать потребности бизнеса и встраиваться в инновационную экосистему. В России пока ни один вуз не может похвастаться сильным сообществом успешных выпускников, скорее, у нас действуют обратные законы: бренд вуза больше помогает людям продвинуться в жизни. В качестве одного из хороших примеров сотрудничества успешных выпускников с родным университетом Кузнецов называет МФТИ, где уже сегодня созданы базовые кафедры компаний, основных бывшими студентами — Abbyy, Parallels.

Последняя составляющая хорошей инновационной инфраструктуры в вузе — это тесная интеграция университета в бизнес-комьюнити. «Современный университет, ориентированный на инновационное и предпринимательское развитие, должен включать в себя три ключевых компонента, — поясняет Кузнецов. — Университет как «сервис» — развитая система служб в области управления интеллектуальной собственностью, интеграции в мировые процессы обмена знаниями и профессионалами, качественно оборудованные лаборатории, что создаст комфортные условия для профессионалов мирового уровня, заинтересованных в университете как площадке реализации своих научных и предпринимательских амбиций. Второе – университет как «среда», создание внутри и вокруг университета площадок и инструментов постоянной коммуникации выпускников, партнеров, компаний, которые постоянно обогащают друг друга идеями и создают связи и проекты. И третье – университет как центр вовлечения и обучения в инновационный бизнес, создание специализированных курсов и конкурсов  по предпринимательству, инкубаторов и иной инфраструктуры, которая помогает начать инновационный бизнес как сотрудникам и студентам университета, так и партнерам.

История успеха

История успеха Семена Лицына — хороший пример синергии профессора-исследователя, предприимчивых выпускников-бизнесменов и университетской инфраструктуры. Лицын окончил Пермский Политехнический университет и в 1991 году уехал работать в Израиль. Там он стал профессором Тель-Авивского университета, где вел исследования по модернизации только появившейся в те годы флеш-памяти. Свой первый патент группа Лицына получила в 2002 году, а в 2005 его разработка была признана «Лучшей новинкой года». Лицын смог увеличить плотность записи информации на переносной носитель. Инвесторами, поверившими в проект, стали бывшие ученики профессора — выпускники Тель-Авивского университета. А патент, который до сих пор приносит очень существенные дивиденды, оформили в итоге на четверых: университет, сам Лицын и двое его инвесторов.

Особое мнение

В мире MIT.

Рассказывает Елена Кадейкина, основатель «Предпринимательского форума MIT России» и консультант MIT

За время существования MIT, его выпускники организовали 33 тыс. компаний, 26 тыс. из которых существуют по сей день. В них занято около 3 млн. работников. Общий оборот компаний превышает $2 трлн., что эквивалентно одиннадцатой экономике в мире. В 85% случаев, технологии, лежащие в основе компаний, были созданы в стенах университета.

Я считаю, что для успешного синтеза инноваций в вузе должны сложиться три основных компонента. Первый из них — образовательный. Вузовские занятия не должны ограничиваться только трансляцией знаний, они должны дать студентам попытку опробовать свои идеи и компетенции на практике. У нас, в MIT, распространен метод проектного обучения,  при котором студенты плотно сотрудничают с крупными компаниями: либо консультируют их в каких-то вопросах, либо разрабатывают для них новые продукты.

Второй компонент успеха — финансирование научных исследований. В MIT есть разные направления научных исследований. Есть так называемая media-lab, где создаются технологии будущего (smart cities, augmented reality). Применение таких  разработок на практике в ближайшие
десятилетия часто не очевидно. Медиа Лаб
спонсируется большими компаниями, такими как Google или Ferrari, которые потом получают не эксклюзивный доступ к созданной интеллектуальной собственности. Есть в университете и другие центры, которые нацелены именно на создание компаний, например, Deshpande Center. Там студенты и университетские ученые должны представить бизнес-план и сформулировать стратегию коммерциализации собственной технологии.

Третий ключевой фактор в инновационной среде университета — нетворкинг: разнообразные студенческие клубы (венчурные, медейные, техчнологические), конференции по интересам, и активное общение с предпринимательской средой (более 800 компаний вовлечены в работы с MIT): обмен идеями, лекции успешных предпринимателей в стенах университетов, практика в компаниях в течение семестра. Важно и то, что в университетах собраны люди со всего мира: это дает возможность понять аспекты построения бизнеса в разных странах. Большую роль играет и общая успешная и активная предпринимательская среда, которая существует в Бостоне: через дорогу от MIT расположен Cambridge Innovation Center, в котором «инкубируются» более 400 стартапов.

Хороший актив MIT — Ассоциация выпускников, среди которых создатели Hewlitt Pacard, Dropbox, Lotus, Gillette. Выпускники не просто приходят в университет и делятся своим опытом, но и вносят существенную лепту в доходы MIT. Также высокий статус бывших воспитанников позволяет нам привлекать в вуз лучшие «мозги».

Технологические вузы играют ключевую роль в создании инноваций и их коммерческой реализации. Институты должны давать навыки практической реализации идей и предоставлять площадку для их тестирования.

Особое мнение

В мире ВШЭ

Виталий Виноградов, заместитель директора «Инновационного центра НИУ ВШЭ», руководитель Венчурного инвестиционного фонда НИУ ВШЭ

Для нас самый главный принцип в создании инновационной инфраструктуры в НИУ ВШЭ — комплексный подход. Сегодня в нашем вузе создано несколько основных инфраструктурных элементов, которые покрывают собой весь объем работ по созданию и развитию инноваций внутри вуза и их коммерциализации.

Во-первых, это недавно созданный «Инновационный центр», который призван оказывать всестороннюю поддержку технологическим компаниям, а также приносить прибыль университету от участия в капитале выращенных стартапов.

Во-вторых, это сервисная компания, в задачи которой входят: бизнес-девелопмент и выход на зарубежные рынки, технологический брокеридж, юридический консалтинг по структурированию сделок и защите интеллектуальной собственности, привлечение инвесторов. В-третьих, институты акселерации бизнеса: центр прототипирования и бизнес-инкубатор. В-четвертых, подразделение по защите интеллектуальной собственности, которое помогает преподавателям и студентам университета определять объекты IP и правильно их защищать. И, наконец, в-пятых, полноценный венчурный фонд.

По моему мнению, главный фактор успеха инновационной инфраструктуры в вузе — это команда. Базовый посыл — привлечь и мотивировать нужных сотрудников. Поскольку сама вузовская среда довольно консервативна, на ключевые позиции в инновационных департаментах стоит привлекать людей из бизнеса, мотивировать которых стоит не только материально. Чтобы запустить систему перестройки вуза, нужен «движок». В случае с НИУ ВШЭ такие движки есть,  уже собрали команду хороших замотивированных управленцев. Теперь начинается работа уровнем ниже: запуск основных инфраструктурных элементов и донесение до студентов информации о новых сервисах.

rbanews