03.04.2017 2:24
добавлено:

Арсений Брыкин: «Повысить эффективность оборонных компаний поможет кардинальная смена правил игры»

Правила контрактации и ценообразования в оборонно-промышленном комплексе необходимо менять, так как они давно устарели и не соответствуют современным экономическим реалиям. С таким заявлением выступил на расширенном заседании Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации РФ председатель координационного совета разработчиков и потребителей РЭА, ЭКБ и продукции машиностроения «Союзмаша России», заместитель генерального директора АО «Росэлектроника» Арсений Брыкин.

В докладе он обратил внимание на слишком длинные сроки размещения государственного оборонного заказа и дальнейшего заключения контрактов с предприятиями, участвующими в работах. При этом действующая практика ценообразования не учитывает инвестиции компаний в науку и освоение новых производств, фактически приравнивая разработку новых уникальных технологий к поставкам серийных изделий, отметил докладчик.

«На сегодняшний день бюрократические процедуры, связанные с реализацией гособоронзаказа, занимают полгода и более, — рассказал Арсений Брыкин, – то есть на протяжении минимум 6 месяцев производство фактически простаивает. Все это время идут «бумажные» мероприятия, связанные с размещением госзаказа, закупочными процедурами и заключением контрактов, денежными вопросами, снятием разногласий по договорам. Такая практика ставит под угрозу сроки выполнения ГОЗ и чревата снижением качества продукции, так как предприятия вынуждены экстренными темпами потом наверстывать упущенное время».

Согласно исследованиям, проведенным координационным советом разработчиков и потребителей РЭА, ЭКБ и продукции машиностроения «Союзмаша России», только процесс привлечения заемных денежных средств предприятиями для обеспечения работ в соответствии с ФЗ-44 и ФЗ-223 может занимать до 4 месяцев. Согласительные процедуры с заказчиком по цене и срокам могут длиться от 1 до 7 месяцев. Еще 3-4 месяца требуется на заключение контрактов с предприятиями 1,2 и 3 уровня кооперации. В итоге сроки выхода на испытания и сдачи работ массово сдвигаются «вправо», что закономерно порождает претензии со стороны заказчиков и правоохранительных органов.

Отдельной корректировки требуют правила ценообразования на продукцию ГОЗ, которые действуют с 2006 года и не соответствуют реалиям рынка, напомнил участникам заседания Арсений Брыкин. Сейчас цены на передовые разработки и серийную продукцию продолжают формироваться по одним и тем же нормативам, хотя очевидно, что создание новых технологий – процесс более трудоемкий и затратный. В результате рентабельность НИОКР становится почти нулевой, что создает препятствия для разработок по-настоящему инновационных продуктов.

Проведенный анализ также свидетельствует, что оборонно-промышленные компании существенно ограничены в возможностях инвестирования в науку и производство – по действующим нормативам эти затраты не могут учитываться при формировании цен на услуги и продукцию. При этом формула расчета плановой прибыли фактически заставляет предприятия наращивать издержки — чем они выше, тем прибыльнее становится работа, отметил автор доклада.

«Повысить эффективность оборонных компаний поможет кардинальная и согласованная всеми сторонами выполнения ГОЗ смена правил игры. Для этого положение о государственном регулировании цен в рамках ГОЗ, которое сейчас разрабатывает ФАС России, необходимо закрепить на уровне Постановления Правительства РФ. Следующим шагом должна стать гармонизация многочисленных локальных нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти, которые регламентируют сферу гособоронзаказа», — подытожил Арсений Брыкин.

Как прозвучало в ходе заседания, прежде всего, должны быть пересмотрены процедуры, регулирующие закупки при выполнении ГОЗ. Необходимо ввести дифференцированное ценообразование на серийную продукцию и разработки высокосложных технологий в рамках НИОКР. При этом формирование цен должно осуществляться с учетом инвестиционных затрат предприятий, а также инфляционных и других рисков, которые могут приводить к изменению стоимости контрактов в ходе их исполнения.

Сбор предложений и разработку нормативных изменений ведет сейчас Федеральная антимонопольная служба. Нововведения после детальной проработки могут быть закреплены специальным правовым актом — Постановлением Правительства РФ по регулированию цен на продукцию военного назначения.

Объединенная компания «Российская электроника» — создана в 2017 году на основе холдингов электронного кластера Госкорпорации Ростех – «Росэлектроники» и «Объединенной приборостроительной корпорации». Крупнейший в Российской Федерации разработчик и производитель средств и систем связи, автоматизированных систем управления, средств разведки и мониторинга, робототехнических комплексов, СВЧ-радиоэлектроники, вычислительной техники и телекоммуникационного оборудования. Объединяет более 170 предприятий и научных организаций радиоэлектронной отрасли. Общая численностью работающих — 75 тысяч человек. Продукция холдинга поставляется более, чем в 30 стран мира, в том числе страны Африки, Азии, Латинской Америки, Ближнего Востока. Годовая совокупная выручка предприятий холдинга – свыше 180 млрд руб. в год.Росэлектоника