23.08.2012 4:02
добавлено:
рубрика:

Бензин продолжит дорожать стабильными темпами

Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «ФИНАМ») провела онлайн-конференцию «Топливо в России: ценники придется переписывать уже осенью?» Ее участники считают, что дальнейший рост цен на АЗС поддержит фискальная политика государства и сохранение дисбаланса спроса и предложения на топливном рынке.

Ситуация с ценами на топливо на внутреннем российском рынке в текущем году выглядит относительно спокойно, отмечают участники организованной «ФИНАМом» конференции. «В начале года розничные цены на бензин сокращались. К концу февраля падение цен составило около 1,2%. С приближением к первому пику спроса, который в России приходится на 1 мая (второй на 1 сентября), цены начали расти. В этом году пока не было попыток административного регулирования цен на бензин», — говорит ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России, генеральный директор «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев.

Власти до президентских выборов прямолинейно сдерживали цены, немного отпустив их после выборов, но государство все равно не ушло с рынка, утверждает аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков: «Постоянно проводятся совещания, и (власти – прим.) дают понять, что сильных колебаний не должно быть. Так, постепенно цены растут и вроде потребитель особо не реагирует. Спрос растет очень сильно, несмотря на замедление экономики». Рост розничных цен на АЗС сдерживали не только неформальные договоренности между нефтяниками и органами государственной власти, но и «введение заградительной пошлины на бензин, перенос сроков введения в действие техрегламента, а также повышение волатильности сырьевого рынка», добавляет начальник отдела анализа нефтегазового сектора «Номос-Банка» Денис Борисов.

Внешняя конъюнктура является определяющей, но есть внутренний тренд на рост цен по мере сохранения спроса с поправкой на инфляцию и госрегулирование, которое в отрасли очень нестабильно, напоминает начальник отдела аналитических исследований ИГ «УНИВЕР Капитал» Дмитрий Александров: «Эти факторы накладываются на динамику цен на мировом рынке. Причем, к просадкам цен вовне цена топлива малочувствительна, отчасти вследствие олигопольной структуры рынка и в рознице, и в опте».

В связи с высокими темпами роста российского автопарка на топливном рынке сформировался дисбаланс спроса и предложения, отмечают эксперты.            Потребление бензина в России устойчиво растет много лет подряд, рассказывает г-н Танкаев: «В год в стране продается около 2,5 млн новых автомобилей. Стабильно растет протяженность автодорог. При этом производство долгое время оставалось на прежнем уровне. Поэтому возник дефицит бензина, и он спровоцировал рост цен. После завершения принятой программы реконструкции НПЗ Россия будет производить не 36 млн тонн бензинов в год, а 70 млн тонн. Тогда цены начнут падать, как это было в декабре 2011 года и январе-феврале 2012 года».

Зачастую фактор влияния государства играет намного более весомую роль, чем сезонные колебания спроса и предложения, считает г-н Крюков: «Плюс влияют сезонные ремонты на НПЗ и спрос со стороны сопредельных стран СНГ. Также налоговая политика государства в части акцизов и экспортных пошлин оказывает очень сильное влияние на цены на бензин. Минфин, например, планирует отказаться от дифференциации акцизов, а экспортные пошлины сегодня стимулируют выпуск дизтоплива, а не бензина. Все это может очень плохо отразиться на предложении бензина в долгосрочном периоде». Эксперт также напоминает, что в соответствии с проводимой государством политикой доля налогов в стоимости моторного топлива уменьшаться не будет, и это окажет поддержку росту цен на внутреннем рынке.

 rbanews