24.08.2015 4:26
добавлено:
рубрика:

Бизнес впервые теснит госпредприятия на рынке озеленения

Власти вставляют палки в колеса компаниям, пытающимся выйти на рынок ухода за деревьями и газонами, где до сих пор бюджетные 1,7 млрд. рублей в год делили подконтрольные чиновникам фирмы. Год назад рынок по закону стал открыт для всех, но только на бумаге.
Частные компании вступили в борьбу за новый вид госконтрактов — уход за зелеными насаждениями. Эти деньги распределяет комитет по благоустройству. В год на такие работы во всех районах Петербурга уходит около 1,7 млрд. рублей. Еще 1-1,5 млрд. рублей тратят на уход за деревьями и капремонт в парковых зонах, но эту сумму разделяют на десятки маленьких подрядов.
А вот 1,7 млрд. рублей в этом году разыгрываются как никогда крупными «партиями», по данным Ассоциации электронных торговых площадок, на пяти крупных аукционах на понижение распределяли суммы от 325 до 437 млн. рублей. В двух аукционах участвовали частные фирмы, которые снизили цену работ на 15%, предложив сэкономить по 60 млн. бюджетных рублей каждая.
Примечательно, что в трех других аукционах, где частные компании не допустили к торгам, конкурировали лишь фирмы, на 100% принадлежащие городу (ОАО «Садово-парковое хозяйство «Фрунзенское» и ОАО «Садово-парковое предприятие «Нарвское» и прочие с аналогичными названиями). Так что бороться им не пришлось, и снижение цены составило во всех случаях одинаковые 0,5%. То есть, по сути, конкуренции, предписанной духом закона, не было. Получились те же самые субсидии, только усложненные лишними формальностями.
Для среднего и малого бизнеса несколько сотен миллионов рублей — это серьезное подспорье в работе и выход на новый уровень. Однако, как стало известно dp.ru, чиновники не спешат «впускать новичков на эту поляну».
Новая поляна
Такая «поляна» стала доступна бизнесу совсем недавно — в конце 2013 года. Тогда в перечне закупок, которые проводятся в форме электронных аукционов, появился и уход за зелеными насаждениями (распоряжение Правительства РФ №2019-р от 31.10.2013). До этого «зеленое» финансирование распределяли между государственных предприятий в форме субсидий. Профильный комитет по благоустройству сам решал, кому и сколько выделить денег.
В 2013 году, в первый год выставления этих работ на аукцион, большинство предпринимателей даже не заметили, что появилась такая возможность. И все контракты в очередной раз получили госпредприятия. То есть изменения были формальными. Прежние государственные садово-парковые хозяйства просто перерегистрировали в ОАО, создав советы директоров. Все эти ОАО и сегодня на 100% принадлежат городу в лице комитета по управлению городским имуществом (КУГИ). А созданные советы директоров состоят из представителей других государственных предприятий, таких как ОАО «ЗСД», например.
В 2014 году, после вступления в силу нового закона о госзакупках (44-ФЗ), предприниматели стали проявлять интерес к подрядам на озеленение. Их привлекло то, что «зеленые» закупки по 44-ФЗ должны проводиться именно в форме электронного аукциона на понижение. В этом случае, в отличие от формы конкурса, делается акцент именно на стоимости работ. То есть, если подрядчик снижает цену больше, чем конкуренты, он выигрывает. Это делает борьбу более прозрачной и дает малому и среднему бизнесу шанс на победу. При этом, по 44-ФЗ, заявляясь на конкурс, подрядчик предоставляет денежное обеспечение. Проще говоря, он вносит свои собственные деньги вперед, чтобы стать участником соревнования. Победитель подтверждает их банковской гарантией. Таким образом, если что-то пойдет не так (например, окажется, что компания демпинговала и затем просто исчезла), то деньги в качестве штрафа вернутся в бюджет.
Итак, на аукционы по уходу за зелеными насаждениями впервые заявились коммерческие компании. Эти аукционы объявлялись во второй половине 2014 года. Разыгрывались на них, соответственно, работы 2015 года. Однако все контракты в очередной раз получили госпредприятия. Исключение составили две фирмы: ООО «ПитерСтальКонструкция» (ПСК) и ООО «Невская Инженерная Компания» (НИК).
Борьба за заказы была весьма жесткая. К примеру, ПСК победила в аукционе на понижение с начальной ценой в 363 млн. Разыгрывалось содержание зеленых насаждений в Выборгском, Приморском, Кронштадтском и Курортном районах. ПСК предложила выполнить работы за 304 млн. рублей, на 15% дешевле стартовой цены. Ее проигравший соперник, 100% городское ОАО «Садово-парковое предприятие «Выборгское», попросило за работу на 2 млн. рублей больше, чем ПСК, то есть 306 млн. рублей.
НИК боролась примерно за такой же по цене лот и примерно на столько же — 15% — снизила цену в борьбе с госкомпанией. Но в последний момент по формальному поводу НИК отстранили от аукциона. Сейчас фирма подает иск в суд на действия комитета по благоустройству. В суде на сторону НИК встала и антимонопольная служба.
Не допустим из принципа
Обе победившие в аукционах компании имеют опыт работы с городскими парками и скверами, собственную технику и штат сотрудников более 100 человек у каждой. ПСК раньше получала небольшие подряды на 10-20 млн. рублей по госзаказам комитета по строительству, занималась ремонтом дорог в Кронштадском районе, работала по коммерческим заказам.
«Мы уверены, что можем качественно выполнить все работы, и никаких проблем с ресурсами для этого у нас не возникнет. При этом мы готовы сделать это за меньшие суммы, чем госпредприятия, которые еще и субсидии запрашивают на столь лакомый кусок работ. Мешают лишь административные барьеры и угрозы недобросовестных распорядителей бюджетных средств», — сказал совладелец ПСК Александр Неверов. Он также сообщил, что после победы его фирмы в аукционе, он был приглашен в кабинет главы комитета по благоустройству Владимира Рублевского и имел с ним не очень приятную беседу.
Также и НИК — яркий пример среднего бизнеса. Фирма работает на рынке Петербурга и Ленобласти с 2009 года, занимается строительством, благоустройством, выполняет земляные и ландшафтные работы, а также занимается строительством и ремонтом дорог. Ее годовой оборот составляет около 200 млн. рублей, при этом значительная часть контрактов — коммерческие. Сейчас руководители компании решили выйти на новые показатели, а для этого нужен госзаказ. «Если бы распределение подрядов было честным и прозрачным, мы давно вышли бы на полмиллиарда», — отметил гендиректор фирмы Андрей Хокконен.
После победы в аукционе на содержание зеленых насаждений в Калининском, Красногвардейском и Невском районах стоимостью 360 млн. рублей, его тоже пригласили в кабинет Владимира Рублевского. По словам Андрея Хокконена, глава комитета сказал, что хочет познакомиться, и пытался создать климат дружеской беседы, но, в то же время, выражал откровенное недоверие.
На условиях анонимности представители одной из компаний-победителей конкурсов рассказали, что высокопоставленные чиновники сейчас убеждают их отказаться от выигранных заказов. Якобы, чиновники уверены, что частники не справятся с необходимыми объемами работ, угрожают частыми проверками с придирками и постоянными штрафами. За малейший недочет — по 1,5 млн. рублей за каждый плохо убранный газон, причем, выписывать такие штрафы можно будет хоть по несколько раз в день. Также речь идет о полном запрете брать на субподряд госпредприятия. Это, по замыслу чиновников, лишит частные фирмы возможности справиться с обязательствами. При этом чиновников не смущает то, что без работы могут остаться сотни сотрудников проигравших конкурсы государственных компаний.
Судя по тому, что обе компании сейчас отстаивают свои позиции в судах и антимонопольной службе, договариваться с чиновниками они не стали.
Благоприятная обстановка
В комитете по благоустройству пока не отреагировали на просьбу дать оценку этой ситуации.
Еще несколько менее крупных подрядчиков высказывали единое мнение о том, что подряды на уход за зелеными насаждениями — это, фактически, самые выгодные работы, доступные именно малому и среднему бизнесу. Не менее выгодна уборка снега, за которую они тоже готовы взяться, и уверены, что справятся лучше, чем это удается большинству из нынешних подрядчиков.
О том, что малый бизнес нужно допускать к госзакупкам, не раз говорил и президент РФ Владимир Путин, и премьер-министр Дмитрий Медведев, напоминали бизнесмены. Они отмечали, что стоимость работ по озеленению, как и по уборке, легко снижается на 15-30% от той, что назначает Смольный. Даже в нынешних условиях обесценивания рубля с заказами можно справиться за меньшие суммы. А госпредприятия этого никогда не делали, потому что были созданы все условия для отсутствия конкуренции.
Так, фактически, сегодня бизнес готов к открытой борьбе за свое право на прозрачную и честную конкуренцию. По каким причинам это случилось именно сейчас? Возможно, катализатором стал экономический кризис и призрачное будущее всей бизнес-среды в России.
Эксперты уверены также, что именно сейчас в Петербурге для такой борьбы складывается благоприятная обстановка. «Появление комитета по госзаказу, который активно поддерживает и развивает Георгий Полтавченко, позволило многим участникам рынка строительных и прочих работ выйти на новый уровень. Комитет, как и антимонопольная служба — незаинтересованные лица. Поэтому при выборе подрядчика они способствуют эффективному размещению бюджетных денег. Заказчики же продолжают опираться на свои личные амбиции и пожелания. Остается добиться окончательно полной прозрачности, передав саму функцию отбора победителя независимой структуре, подобной комитету по госзаказу», — считает владелец группы компаний «Фортум» Артур Данчаров.
Заключение контракта проходит без участия комитета по госзаказу, который занимается лишь размещением конкурсной документации и решает организационные вопросы. В результате заказчики могут заключать контракты с «правильными» компаниями в течение нескольких минут после отклонения заявки одного из участника, даже не дав ему времени на жалобы и отстаивание своих позиций. Такие примеры были и в случае с конкурсами по озеленению.
При этом региональные чиновники часто ссылаются на несовершенство законодательства и объясняют этим необходимость так называемого «ручного регулирования». Такими умозаключениями они ставят под сомнение закон как таковой. Вместо строгого следования его букве и духу, проводятся частные встречи с подрядчиками, где им объясняют, что они, скорее всего, не способны справиться с работами, которые честно выиграли.
Деловой Петербург