19.11.2012 11:19
добавлено:
рубрика:

Борьба с наркоманией в школах: примеры России и Европы

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о тестировании учащихся на употребление наркотических веществ.

По экспертным оценкам, в России не менее 2,5 миллионов человек употребляют наркотики, из них 70% — молодежь до 30 лет. В последние пять лет нижняя планка возраста, с которого наркотики начинают пробовать, опустилась до 11-12 лет — это учащиеся 5-6 классов.

Согласно имеющимся данным, на территории России действует более 7 тысяч мест массового досуга, свыше 40 % которых, по оперативным данным, являются криминогенными.

Впервые идея о тестировании на наркотики в школах прозвучала в сентябре 2009 года. После этого глава ФСКН и Государственного антинаркотического комитета (ГАК) Виктор Иванов сообщил, что уже с 2010 года российские школьники начнут сдавать тесты на наркотики, отметив, что «вопрос уже решен»: проверки в школах включены в государственную стратегию по борьбе с наркотиками. Заявление руководителя ФСКН вызвало обширную общественную дискуссию. Против тестирования выступали многие общественные деятели и официальные лица. В результате добровольное тестирование учеников 7-11-х классов в рамках эксперимента начали лишь в нескольких регионах.

Татарстан стал первым регионом России, в котором с 2006 года начали проводить антинаркотические обследования в школах и вузах. С 2006 по 2011 годы было протестировано более 650 тысяч учащихся и студентов, среди которых выявлено 819 потребителей наркотиков. Информация о факте употребления наркотиков остается только у врача-нарколога и не передается в образовательные учреждения. После выявления факта употребления с конкретным учащимся на базе наркологического учреждения начинают работу наркологи и психологи.

В апреле 2011 года глава ФСКН Виктор Иванов сообщил, что тестирование в школах на наркотики прошло в более чем 50 российских регионах, положительными оказались тесты у 1% школьников.

С октября 2010 года по апрель 2011 года во всех регионах страны прошел первый Всероссийский интернет-урок антинаркотической направленности «Имею право знать!»

Раздел интернет-урока размещен на сайте ФСКН. В нем содержится справочная информация о медицинских, социальных и морально-нравственных аспектах, связанных с наркоманией, в том числе тематические видеоматериалы и даже компьютерные игры.

Как сообщает ФСКН, по материалам этого раздела проходят занятия во всех российских школах и учебных заведениях среднего профессионального образования.

В апреле 2011 года за принятие федерального закона о тестировании школьников на наркотики высказался президент России Дмитрий Медведев.

Минздравсоцразвития совместно с Минобрнауки был подготовлен проект приказа о двухэтапном тестировании школьников на употребление наркотиков, начиная с 13 лет.

Согласно двухэтапной системе тестирования, которую предлагает Минздравсоцразвития России и Минобрнауки, предполагается, что сначала будет проводиться добровольное социологическое тестирование, на основании которого будут выявляться группы риска. С этими группами затем будут работать в части уже медикаментозного тестирования.

19 ноября 2012 года правительство внесло в Госдуму законопроект о тестировании учащихся на употребление наркотических веществ. Согласно законопроекту раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ включает в себя: социально-психологическое тестирование обучающихся образовательных учреждений, проводимое в порядке, устанавливаемом Минобрнауки; проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся образовательных учреждений.

Документ определяет полномочия федеральных и региональных властей в сфере профилактики наркомании, немедицинского употребления наркотических и психотропных веществ, а также компетенцию образовательных учреждений по обеспечению раннего выявления немедицинского потребления наркотиков среди обучающихся.

Выявлять таких детей будут благодаря социально-психологическому тестированию.

В Европе по отношению к несовершеннолетним применяются в основном профилактические подходы, от универсальных до пресечения на ранней стадии, когда ребенок уже подозревается в употреблении наркотиков. Приблизительно в половине стран Евросоюза тестирование в школах не применяется. Ни в одной европейской стране не применяется выборочное или систематическое тестирование на употребление наркотиков.

Законодательные нормативы по вопросу наркотестирования применяются в следующих странах:

— Чехия: школа может потребовать проведения тестирования на наркотики в оговоренных законом случаях;

— Литва: в 2002 году правительство одобрило закон, по которому тестирование на наркотики проводится в рамках школьной диспансеризации или в особых случаях с согласия учащегося или его родителей;

— Финляндия: в 2000 году Национальный совет по образованию разработал меморандум по тестированию на наркотики. Тестирование может осуществляться только профессиональным медработником, а в случае положительного результата учащийся должен направляться на лечение;

— Швеция: в 2000 году в своем докладе Государственная комиссия по наркотикам не рекомендовала предпринимать любые меры по расширению правовых оснований для обязательного тестирования детей до 15 лет, а также не сочла целесообразным давать подобные полномочия школьному персоналу, либо иным специалистам, за исключением сотрудников полиции;

— Великобритания: Департамент образования разработал методическое пособие по наркотическим инициативам в школах, в том числе тестированию, которое признано допустимым в школах, однако требуется согласие учащегося;

— Норвегия: критерии качества определяются циркуляром Департамента здравоохранения и социальной работы, в котором утверждается, что правовых оснований для принудительного тестирования на наркотики нет, а также нет правовых оснований для применения каких-либо санкций в случае положительного результата.

В ряде стран, например, Бельгии, Венгрии и Ирландии, тестирование на наркотики оставлено на усмотрение школьной администрации.

Тестирование проводится на основании подозрения учащихся в употреблении наркотиков. На тестирование требуется согласие учащегося или его родителей.

Большинство возражений против введения общего тестирования в школах основано на требованиях этики, соблюдения прав человека и ребенка, а также вмешательстве данной процедуры в право на частную жизнь и утрате доверия между учителями и учениками.

www.ria.ru