05.06.2012 12:25
добавлено:
рубрика:

Центробанки ведут подкоп под евро

Центральные банки стран с развивающейся экономикой (emerging markets) начали избавляться от евро, чтобы поддержать курсы собственных валют. В результате евро в последние недели резко падает, сообщила вчера Financial Times (FT) по итогам опроса участников фондового рынка. Российский Центробанк, почти 40% золотовалютных резервов (ЗВР) которого хранится именно в евро, свою политику, судя по всему, менять не собирается. Как заявил вчера первый вице-премьер Игорь Шувалов, если ситуация на валютном рынке будет развиваться неблагоприятно — «нам есть как на нее ответить. Мы надеемся, что сейчас еще не время».

Как отмечает FT, в мае евровалюта подешевела на 6,6% по отношению к доллару и на 7,3% к японской иене, что стало самым сильным падением с сентября 2011 года. Страх перед выходом Греции из еврозоны усилился, и инвесторы начали сокращать вложения в европейские активы, включая гособлигации периферийных стран еврозоны. По словам опрошенных изданием валютных трейдеров, центробанки развивающихся стран были в числе тех, кто наиболее активно продавал активы в евро, что исказило нормальные валютные тренды. По данным Bank of America Merrill Lynch, они в мае снижали вложения в евро необычайно быстрыми темпами. «Год назад центробанки помогли сдержать обвал евро. Теперь рост золотовалютных резервов замедлился, и управляющие этими активами выходят из вложений в евро», — заявил валютный аналитик BofA Merrill Lynch Ричард Кочинос.

Традиционно центральные банки развивающихся стран, включая Китай, были крупнейшими покупателями единой европейской валюты, так как они стремились диверсифицировать свои валютные резервы, основную долю которых занимают активы в долларах США. Однако в последние недели многие из них начали продавать евро и покупать собственную валюту на фоне европейского долгового кризиса и общего ослабления экономического роста в мире. По оценкам экспертов банка Nomura, Южная Корея за несколько недель потратила 7 млрд. долл. на поддержку своей национальной валюты — воны. Скрытые интервенции на валютном рынке, по-видимому, также проводили Индия, Индонезия и Филиппины.

Основной резервной валютой мира остается американский доллар: по данным Международного валютного фонда, свыше 60% мировых золотовалютных резервов номинированы именно в нем, тогда как в евро — около четверти. До недавнего времени в ряде центробанков рассматривали возможность увеличения вложений в евро до 40% своих резервов. Однако теперь они отдают предпочтение британскому фунту, австралийскому доллару и канадскому доллару, а также скандинавским валютам.

Между тем правительство РФ готово принять меры в случае неблагоприятного развития ситуации на российском валютном рынке, заявил вчера Игорь Шувалов. «Что касается рубля и валютной ситуации, то на совещании у председателя правительства в субботу эти вопросы подробно обсудили, были даны все необходимые указания», — отметил он в кулуарах заседания министров торговли форума АТЭС в Казани, не раскрыв, правда, в чем именно заключаются эти самые меры. «Если ситуация будет развиваться неблагоприятно — нам есть как на нее ответить. Мы надеемся, что сейчас еще не время, — продолжил Шувалов. — У нас все законодательство готово, Банк России будет действовать в пределах своей компетенции, Минфин и Минэкономразвития — в пределах своей».

Между тем на минувшей неделе курс рубля относительно доллара обвалился на 6%, зафиксировавшись в момент закрытия рынка в пятницу на отметке 33,68 руб. Вчера средневзвешенный курс доллара к рублю на единой торговой сессии ММВБ, по которому устанавливается официальный курс ЦБ, вырос еще на 30 коп. и превысил отметку в 34 руб.

Впрочем, как отмечают опрошенные «НГ» аналитики, ситуация пока находится под контролем, серьезных изменений в политике ЦБ РФ ждать не стоит. «В разгар кризиса-2008 наш Центробанк заявлял, что не намерен пересматривать долю евро и доллара в составе золотовалютных резервов страны, — напоминает аналитик агентства «Инвесткафе» Анна Бодрова. — Тогда Россия «выехала» на имеющейся финансовой подушке, так как бывший в то время министром финансов Алексей Кудрин отлично понимал, что «распаковывать» этот резерв нельзя ни в коем случае. Сегодня пока еще рано говорить о диверсификации состава российских ЗВР, так как просадка рубля вызвана и фундаментальными, и эмоциональными факторами, и как только последний драйвер потеряет силу, рубль скорректируется. Пока задача ЦБ видится именно в стабилизации позиций рубля, так как состав резервов выглядит сейчас оптимальным даже при условии продаж евро на мировых рынках капитала».

«Несмотря на снижение евровалюты, долю евро в российских золотовалютных резервах сокращать не стоит. В целом портфель диверсифицирован, и снижение евро будет компенсировано ростом курса доллара. К тому же рынки уже начинают жить вероятным запуском очередной программы количественного смягчения в США. В этом случае региональные валюты начнут возвращать утраченные позиции», — рассуждает аналитик инвесткомпании «Трейд-Портал» Алексей Маликов.

В свою очередь, директор управления валютных рынков БКС Павел Андреев предполагает, что в ближайшем будущем будет незначительно расширен валютный коридор. «Европа — наш основной партнер по поставкам углеводородов. Мы очень зависимы от нее: 40% золотовалютных резервов хранится в евро, скорее всего при нынешней ситуации Россия попытается как-то спасти Европу. Соответственно пока мы не ожидаем существенного сокращения доли евро в золотовалютных резервах страны», — говорит эксперт.

                                                                                                                                             rambler.ru