24.05.2016 10:26
добавлено:
рубрика:

«Дом Романовых»: как курганский хореограф сделал бизнес из исторического танца

Сделать популярной и прибыльной почти любую бизнес-идею, как-то связанную с культурой и искусством, — задача нетривиальная. Особенно если дело осложняется отдаленностью от Санкт-Петербурга и Москвы. А хореографу Олегу Романову удалось создать в Кургане прибыльный проект, который способствует возрождению культуры исторического танца. И хотя многие не верили в успех компании «Дом Романовых», к ней присоединяется все больше людей, а ее основатель воплощает все новые и новые идеи. Мы поговорили с Олегом Романовым и узнали, как он намерен работать с социальной составляющей своего проекта, каким будет Институт благородных девиц в Кургане, и чему там будут учить.

компании «Дом Романовых»
— Как пришла идея? Что вдохновило вас на создание этого необычного проекта?
— Все началось с моего первого проекта — клуба «Губернский бал», посвященного возрождению культуры бала. Сейчас мы проводим костюмированные балы, при клубе работает Школа исторического танца, где мы изучаем танцевальные направления XVIII-XIX веков. Мы организуем литературные вечера (примерно раз в три месяца, последний был приурочен ко Дню Матери), у нас работает прокат бальных платьев и фраков (после появления нашего клуба в городе стало проводиться больше тематических мероприятий — даже корпоративов, которые стали называть балами). В клубе проводятся мастер-классы по языку веера и мушек, прическам XVII-XIX веков, по макияжу и бальному этикету. Мастер-классы мы проводим отдельно, но и на каждом занятии школы рассказываем об этом, делимся знаниями с нашими учениками.
Проект в его начальном виде проработал чуть больше полугода, и я понял, что это далеко не все, чем я хотел бы заниматься в этом контексте. У меня начали появляться новые идеи, и я решил зарегистрировать компанию. Долго думал, как ее назвать. Потом решил: раз я Романов, то почему бы не назвать компанию «Дом Романовых»? Компания будет включать много разных проектов, связанных с сохранением культурных ценностей и их возрождением. В нашем городе этим занимаются мало.
В этом году в Школе исторического танца мы сделали первый набор детской группы (возраст — от 4 лет). Мы не думали, что это будет так популярно, но сейчас у нас занимается даже больше детей, чем взрослых. Еще мы занимаемся организацией и проведением балов в историческом стиле. К году литературы в России мы сделали акцию «литературный автобус»: включали там музыку, читали стихи, создавали специальный антураж (дамы были в платьях XIX века). Мы проводим и фотопроекты, один из последних назывался «Дамы XIX века», он проходил в Музее декабристов. Сейчас мы работаем над семейным фотопроектом, где дети и родители будут в исторических костюмах.
— Сколько уже существует проект?
— Официально 17 октября 2013 года мы получили выписку в налоговой инспекции, что существует компания «Дом Романовых». А неофициально — с августа этого же года после молодежного лагеря я начал заниматься проектом. Я создал паблики в социальных сетях, стал собирать информацию. До этого я был достаточно далек от исторических танцев — хотя я по образованию и хореограф, раньше я больше увлекался современными танцами. Но проникнувшись идеей, я стал серьезно изучать эпоху, бальный этикет, исторические танцы и прочие смежные темы.
— Как вы планируете развивать «Дом Романовых»?
— Сейчас мы регистрируем компанию как некоммерческую организацию, она будет действовать как социальный проект. Для меня как для руководителя очень много значит социальная составляющая. Мы решили серьезно понизить стоимость обучения, чтобы более широко развивать культуру исторического танца в нашем городе.
Еще у нас в планах организовать Институт благородных девиц. Идею я обдумываю уже больше года. Он станет аналогом Института времен Екатерины II. Девушки будут обучаться в течение девяти месяцев, по окончании для них будет организован бал институток (как и во времена Екатерины). Студентки будут получать дипломы, а лучшая выпускница — еще и орден «Дома Романовых». Хочется максимально приблизить этот проект к «оригиналу» XVIII века. Еще и поэтому мы сейчас регистрируемся как некоммерческая организация — будем получать образовательную лицензию. Программы наполовину проработаны — сейчас планируется преподавать 10 предметов. Многие спрашивали нас, чем это отличается от колледжа. Мы, в отличие от колледжей, делаем больший акцент на самообразование, самостоятельность — девушки будут заниматься культурой речи, ораторским искусством, кулинарией. Кому-то кажется, что это не будет интересно, но в случае с «Губернским балом» многие тоже не верили в успех, однако через два года после основания проект стал очень популярным. По поводу Института мы проводили исследование и выяснили, что к проекту есть интерес — причем даже у тех девушек, которые уже вступили в брак, но которым, возможно, не хватает тех или иных навыков. К сожалению, сейчас мало кто передает семейные рецепты, традиции (касательно того, как следует вести себя в браке). Но девушкам 25-29 лет это тоже интересно, они хотели бы учиться — наверное, для них мы организуем обучение по несколько другой программе.
Еще мы запускаем проект «Серебряный возраст» — как понятно из названия, для людей пенсионного и предпенсионного возраста. Многие из них, к сожалению, обделены вниманием и заботой. Конечно, к ним время от времени приезжают дети, но порой этого недостаточно. Мы хотим организовать их досуг. Они смогут заниматься у нас танцами, йогой, ездить на мероприятия в другие регионы. У нас работает и психолог, они смогут получить его услуги. Мы стремимся к тому, чтобы «Дом Романовых» через несколько лет стал действительно домом, который объединит людей разных возрастов, где будет много проектов, куда сможет прийти любой желающий и найти себе досуг по душе.
— Сколько у вас сейчас человек в команде?
— Сейчас нас девять. Около полугода я работал один — уборщицей, бухгалтером, хореографом, менеджером по развитию… И поскольку я сам ранее выполнял всю эту работу, теперь, поручая кому-то некую задачу, я знаю, сколько времени нужно на ее выполнение, и могу с легкостью это контролировать. Девять человек работают в штате, но с нами сотрудничает много фрилансеров — пишут сценарии, режиссируют мероприятия. Пока еще мы не на том уровне, чтобы брать этих специалистов в штат, но стремимся к этому.
— Услуги «Дома Романовых» платные? Проект монетизируется за счет этого?
— Да, нам платят за уроки танцев, за прокат фраков и платьев и другие услуги. Но поскольку дальше мы планируем развиваться как социальный проект, стоимость обучения мы снизили вдвое. Раньше, чтобы вступить в наш клуб, необходимо было заплатить годовой членский взнос (7000 рублей). Мы шили платья и форму для занятий, но это принадлежало нам, и мы могли сдавать это в аренду. Каждый месяц плата за обучение составляла 1300 рублей. Сейчас я пересмотрел политику: теперь мы берем только плату за обучение, 650 рублей в месяц. Это даже для нашего города недорого. Пока мне не поступало никаких предложений из фондов с точки зрения работы клуба как социального проекта, но я открыт для сотрудничества. Учитывая наши планы, многое зависит от того, будут ли у нас спонсоры, поможет ли нам администрация региона.
— Когда вы только начинали заниматься проектом, был ли у вас инвестор? Или вы вкладывали собственные средства?
Если честно, я начинал проект с нуля, у меня даже не было никакого стартового капитала. Но я вложил в проект желание развиваться и энтузиазм, что не менее важно, чем деньги. Помогла и способность договариваться: где-то я мог условиться об отсрочке, где-то работал с партнерами, где-то — по бартеру. В дальнейшем, конечно, я получал гранты на развитие: на молодежном форуме «Утро 2014», от администрации города. Суммы небольшие, но было приятно, что проект оценили, наверное, этот факт значил даже больше.
— Интересен ли ваш проект администрации региона?
— За два года было по-разному. С одной стороны, это интересно и приятно, когда проект приносит региону какие-то победы, что-то выигрывает. Например, год назад я получил премию «Молодой предприниматель России», обо мне писали в местных СМИ. Но когда дело касалось реальной помощи, то порой я получал от администрации или каких-то ее департаментов только отписки. Я пытался, например, решить вопрос о муниципальной аренде помещения, потому что между коммерческой и муниципальной арендой есть существенная разница в плане цены. Мы пока развиваемся, и экономия на аренде очень помогла бы нам. Но от администрации этой помощи получить не удалось. Однако есть люди, которые нам очень помогают.
— Есть ли у вас сейчас компании-партнеры?
— Наш партнер — школа-студия «Меланж» (мы сотрудничаем на мастер-классах по прическам и парикмахерскому искусству). Мы работаем с местным дизайнером, она шьет нам платья. Есть СМИ, с которыми мы постоянно сотрудничаем. Когда я только начинал проект, местный журнал «Очевидец» пришел на помощь с информационной поддержкой онлайн и офлайн.
Олег Романов — участник конкурса предпринимателей «Бизнес-успех»,
проводимого «Опорой России», Rb.ru