20.11.2024 12:23
добавлено:
рубрика:

Электросамокаты требуют не ситуативного, а комплексного регулирования

«В абсолютных значениях число ДТП с СИМ незначительно на фоне общей аварийности, например, на традиционных личных видах транспорта — автомобилях и мотоциклах. Однако это не значит, что вопросом безопасности электросамокатов не надо заниматься» — заместитель генерального директора ЦСР, Председатель Общественного совета при министерстве транспорта
России Татьяна Горовая.
Центр стратегических разработок изучил зарубежный и российский опыт законодательства в сфере кикшеринга, проанализировал существующие в ней проблемы и тенденции. Результатом этой работы стало исследование, давшее оценку эффективности текущих законодательных практик и сформулировавшее возможные сценарии регулирования электросамокатов как средств индивидуальной мобильности (СИМ) в нашей стране.
Бурный рост поездок на самокатах заметен не только в Москве и Санкт-Петербурге. Операторы кикшеринга отчитались, что в Томске число поездок за 2024 год выросло в 2 раза, в Екатеринбурге — в 2,5 раза. Растет не только общее число, но и доля поездок, совершаемых по «транспортному» сценарию: до метро, остановок общественного транспорта. Из развлечения электросамокат превращается в полноценное средство передвижения, заполняющее пробел «последней мили». Самокат улучшает транспортную доступность в городах, снижает нагрузку на дороги, экономит время на малых дистанциях. Однако именно популярность и удобство самокатов вызвали настолько столь бурный рост, что городская среда оказалась к нему не готова. Особенно остро ощущается нехватка инфраструктуры и систем контроля.
Один из основных выводов исследования — в России, по сравнению с другими странами, отмечается выборочный характер нормативного регулирования использования электросамокатов. Например, в одном законопроекте предлагается введение государственного учёта СИМ и установление номерных знаков, а в другом — ужесточение ответственности для лиц, управляющих СИМ.
Основное внимание в работе по повышению безопасности дорожного движения рекомендуется уделять двум направлениям. Во-первых, установлению новых требований. Например, по развитию инфраструктуры — строительству велодорожек, разработке федеральной методологии для унифицированных стандартов эксплуатации электросамокатов в городах, идентификации и государственному учету пользователей как прокатных, так и личных электросамокатов, с номерами и опознавательными знаками на них, проверке пользователей на знание ПДД. Во-вторых, обеспечению выполнения уже принятых требований, одновременно с повышением культуры безопасного вождения. Достичь этого возможно только через комплексный подход: он предполагает, что и законодатель, и операторы кикшеринга, и пользователи прокатных и личных электросамокатов учитывают все риски и возможности их использования.
Крупные сервисы проката электросамокатов самостоятельно принимают меры для повышения безопасности пользователей и уже ввели сервисные штрафы за нарушение правил дорожного движения и самого сервиса (например, запрет на езду вдвоем и передачу самоката несовершеннолетним). Новые правила вводят и городские власти: квотирование самокатов, медленные зоны, индивидуальные номера для СИМ и прочее. Таким образом, регулирование отрасли сегодня формируется из самоограничений со стороны операторов кикшеринга, их договоренностей с регионами и инициатив властей субъектов.
Однако перечисленные практики распространяются только на прокатные электросамокаты, которые оператор технически может контролировать. Личные СИМ все еще остаются за рамками установленных правил. Это усложняет регулирование всей отрасли микромобильности, даже несмотря на инициативы, которые предпринимают власти в ряде субъектов — например, в Москве систематически проводятся рейды и профилактическая работа с пользователями СИМ.
Первый заместитель генерального директора ЦСР, Председатель Общественного совета при министерстве транспорта России Татьяна Горовая отмечает: «В абсолютных значениях число ДТП с СИМ незначительно на фоне общей аварийности, например, на традиционных личных видах транспорта — автомобилях и мотоциклах. Однако это не значит, что вопросом безопасности электросамокатов не надо заниматься. Мы видим первоочередными задачами в этой сфере идентификацию и учет пользователей, причем не только прокатных, но и личных СИМ. Полезным будет внедрить обучение и тесты на знание ПДД — сейчас частично это делают операторы, однако базовый набор таких знаний должен прививаться массово со школы. Критически важным фактором будет и развитие городской инфраструктуры, причем не только для самой езды, но и для контроля безопасности — средства фото- и видеофиксации. Также, на наш взгляд, в фокус властей должны попасть контроль за ПДД и разработка методов взимания штрафов при ведении учета личных самокатов. Все эти меры позволят повысить уровень безопасности не только прокатных СИМ, но и личных».
По данным Whoosh, 40–60% поездок совершаются к остановкам общественного транспорта. Таким образом, потребность в развитии инфраструктуры для СИМ также становится необходимым шагом для обеспечения безопасности дорожного движения, что подтверждает и опыт ряда зарубежных стран.
Заместитель генерального директора ЦСР Екатерина Папченкова подчеркивает: «Анализ опыта регулирования в зарубежных странах показал многие меры, которые были бы полезны и для России. Например, распространённой мерой является страхование ответственности пользователя прокатного электросамоката — оно предусмотрено в Германии, Франции, Великобритании. В подавляющем большинстве стран движение электросамокатов на тротуарах запрещено, и это разумно, так как позволяет разделить потоки пешеходов и пользователей электросамокатов. Однако насколько эта мера может быть принята в России — вопрос открытый, учитывая, что в нашей стране нет столь широкой системы велодорожек, как за рубежом».
По итогам 2023 года объем российского рынка кикшеринга составил 22,3 млрд рублей. Самые крупные сервисы проката электросамокатов — Woosh, Юрент, Яндекс Go. В 2023 году арендными самокатами пользовались 21 млн человек, которые совершили свыше 200 миллионов поездок. Итоги 2024 года еще не подведены, но очевидно, что уровень прошлого года превзойден: только в Москве уже к концу августа, то есть до завершения сезона, пользователи уже совершили 46 миллионов поездок.

 

Более подробная информация — в журналах РБА