О том, как без профильного образования семье предпринимателей из Краснодарского края удалось открыть винодельню, как импортозамещение помогает не бояться санкций, а турпоток на виноградники за год увеличился в 2,5 раза, рассказала генеральный директор винодельни Ольга Войтенко.
Путешествуя за границей, семья предпринимателей Завгородних из Краснодарского края неоднократно посещала французские виноградники. Холмы с зелеными лозами, раскинувшиеся, от южных берегов Средиземного моря до Шампани, уютные винодельческие хозяйства с их традициями и историей запали в душу кубанским предпринимателям.
Глава семьи Андрей Завгородний влюбился в архитектуру, культуру и вино Франции. Особенно полюбился регион Прованс, куда впоследствии семья возвращалась много раз, каждый раз думая о том, как чудесно было бы создать подобный уголок дома, в Крымском районе.
Однако любовь к живописным пейзажам Прованса в идею создания собственной винодельни транс-формировалась не сразу. На территории, которую сейчас занимает винодельня и гостевой дом планировали построить завод по производству лекарственных трав, поскольку этим бизнесом семья занимается уже в третьем поколении. Однако появившаяся однажды мысль о своей винодельне не отпускала.
«У собственника было огромное желание создать на территории любимого Краснодарского края уголок, напоминающий о прекрасных днях, проведенных в Провансе. Так на семейном совете было принято решение о закладке первых виноградников», — поделилась гендиректор вино-дельни Ольга Войтенко.
Она отметила, что семью не остановило отсутствие опыта в выращивании винограда и производстве вина. В 2012 году Завгородние начали готовить землю под посадку и уже в 2013 году на территории заложили 10 га виноградников, где посадили рекордные 12 сортов винограда.
Как поделилась генеральный директор, основной сложностью, с которой пришлось столкнуться, стал подбор кадров. Изначально на производстве был только агроном, он и принимал все решения по винограднику. По словам Ольги Войтенко, большой дефицит кадров рабочих специальностей на винодельне ощущается до сих пор.
«Молодые люди все чаще выбирают работу в офисе, а вот на виноградник или винодельню идти не торопятся. Команда подбирается очень тщательно. Сейчас, под руководством главного винодела, работает три высококвалифицированных обработчика», — поделилась Ольга Войтенко.
По мнению гендиректора винодельни, справиться с трудностями им удалось благодаря государственной поддержке, власти Краснодарского края и Крымского района, которые оказывали большую поддержку на всех этапах становления бизнеса.
Все вложения в бизнес, отметила Ольга Войтенко, происходили в несколько этапов. Постепенно росла площадь виноградника, приобреталось новое современное оборудование. Сейчас пред-приятию удалось выйти на самоокупаемость.
Тем не менее, генеральный директор винодельни признает, что этот бизнес не самый простой. Его отличает долгий срок окупаемости вложений. Посаженные саженцы винограда дают первый урожай через три-четыре года, а иногда и пять лет. При этом все это время уходные работы на винограднике проводят круглогодично.
Помимо этого производство во многом зависит от погодных условий. Фактором риска также являются поставки необходимых для виноделия товаров. Сюда относятся саженцы и оборудование для виноделия.
«Санкции коснулись всех отраслей, не обошли стороной и виноделие. Очень радует то, что сейчас активно развивается импортозамещение. Закладываются питомники саженцев, развивается бондарное дело, изготавливается оборудование для виноделия», — поделилась Ольга Войтенко.
Кроме того, в отрасли ежегодно растет конкуренция. Открываются новые винодельни, закладывается большое количество виноградников. «Серьезные игроки из других сфер бизнеса активно осваивают виноделие. Также растет количество крестьянско-фермерских хозяйств, которые пробуют себя в виноделии», — сказала Ольга Войтенко.
При высокой конкуренции важно правильно продвигать свой товар, считает гендиректор винодельни.
В продвижении винодельни большую роль играет агротуризм. С 2021 года семья принимает на винодельне гостей и проводит экскурсии.
Несмотря на трудности, по мнению Ольги Войтенко, на работу положительно влияет растущий спрос на российское вино, посещая юг России, люди помогают местным винодельням продвигаться, становиться более узнаваемыми по всей стране. По наблюдениям семьи Завгородних, число туристов на их винодельне в 2024 году увеличилось в 2,5 раза по сравнению с предыдущим годом.
«Радует, что люди с удовольствием открывают для себя мир вина. Огромное количество гостей приезжает на юг России специально, чтобы посетить винодельни и окунуться в эту атмосферу. А вернувшись домой, становятся нашими амбассадорами, рассказывая друзьям и коллегам о замечательных винодельнях, достойных винах и южном гостеприимстве. Так, из года в год, растет турпоток на винодельни», — поделился гендиректор винодельни.
По словам Ольги Войтенко, основные покупатели продукции виноделен — люди со средним и выше доходами, средний чек составляет 2,5 тыс. рублей.
Как отметила гендиректор, планы по развитию винодельни на 2025 год амбициозные. Семья планирует получить лицензию на вина с защи-щенным географическим указанием и увеличить производственные мощности до 250 тыс. бутылок в год. Помимо этого, Завгородние рассчитывают заложить новые виноградники, и параллельно развивать агротуризм.
«Планируем увеличить поток гостей еще в 2 раза в следующем году за счет ввода в эксплуатацию новых отелей», — отметила Ольга Войтенко.
В 2024 году семья Завгородних решила воспользоваться господдержкой. Они обратились в Фонд микрофинансирования Краснодарского края, и получили займ по программе «Фермер».
«Микрозайм позволил нам увеличить производственные мощности в этом году. Мы приобрели 6 новых емкостей от отечественного производителя. Очень довольны приобретением», — отметила Ольга Войтенко.
Микрозайм «Фермер» предусмотрен для поддержки предпринимателей, занимающихся производством, переработкой, хранением сельско-хозяйственной продукции.
Всего Фонд микрофинансирования Краснодар-ского края предоставляет 20 видов займа по разным программам.
dg-yug.ru