23.05.2013 3:36
добавлено:
рубрика:

Ford решил покинуть Австралию

Ford объявил, что к 2016 году прекратит выпуск автомобилей в Австралии. В результате закрытия двух его заводов в штате Виктория работу потеряют 1200 человек. За пять лет убытки компании на Зеленом континенте составили 600 млн австралийских долларов (453,5 млн евро), а только лишь за последний хозяйственный год — 141 млн австралийских долларов. Автопром в стране уже давно существует за счет госдотаций: за последние 12 лет в него было закачано 10 млрд австралийских долларов.

Как заявил в Мельбурне глава Ford Australia Боб Грациано, решение было принято накануне в американской штаб-квартире автомобильного гиганта в Детройте. Главной причиной проблемного развития бизнеса Ford в Австралии топ-менеджер назвал укрепление австралийского доллара в течение последних нескольких лет. Даже недавнее его ослабление примерно до уровня 97 американских центов положение спасти уже не может. Себестоимость автомобиля марки Ford в Европе ниже, чем в Австралии, в два раза, а в Азии — и вовсе в четыре. Кстати, собственное производство автомобилей в Австралии пока кроме Ford имеют General Motors (марка Holden) и Toyota.

Новость о том, что Ford уходит из Австралии, стала для местных политиков и профсоюзов настоящим шоком. Ведь на одном из своих заводов этот американский производитель выпускает автомобили еще с 1926 года. Здесь собирают и настоящую икону австралийского автопрома — Ford Falcon. Премьер-министр страны Джулия Гиллард уже пообещала работникам закрываемых заводов предоставление социальной помощи. Эксперты ожидают в отрасли эффекта домино, который приведет к потере еще сотен, а возможно, и тысяч рабочих мест, разорению многих местных фирм — поставщиков автокомпонентов и закончится коллапсом австралийского автопрома.

Кстати, возглавлявший до 2001 года Ford Джек Нассер не так давно также предупреждал об опасности эффекта домино в Австралии в том случае, если хотя бы один из глобальных автоконцернов решит ее покинуть. Между тем уже в четверг прозвучали голоса критиков бизнес-модели Ford, обвиняющих эту американскую компанию в том, что она выпускала автомобили, не пользующиеся спросом местного потребителя. Вместо того чтобы собирать большие машины с прожорливыми шестицилиндровыми моторами, Ford должен был бы сосредоточиться на небольших, экономичных моделях. Импорт именно таких авто сильно вырос за последние годы.

В связи с этим такой уж большой неожиданностью решение штаб-квартиры Ford в Детройте не является. Вот уже более десяти лет производство Ford, Toyota и General Motors в Австралии держится на плаву лишь благодаря щедрым дотациям из госказны этой страны. За 12 лет в местный автопром было закачано примерно 10 млрд австралийских долларов — денег налогоплательщиков. Большая тройка автопроизводителей регулярно грозит провести массовые увольнения рабочих, на что правительство тут же реагирует, предоставляя им сотни миллионов местных долларов в качестве дотаций.

Между тем, когда премьер-министра Джулию Гиллард спрашивают, оправдывают ли себя подобные инвестиции, она отвечает: «Автопром важен для всех нас». Глава кабинета всегда подчеркивает, что многие квалифицированные рабочие в Австралии осваивали свою профессию именно на автозаводах и лишь позднее переходили на предприятия других отраслей. Вклад автопрома в ВВП страны составляет 4,5 млрд австралийских долларов в год, в отрасли напрямую занято 50 тыс. австралийцев, свидетельствуют данные Национального банка Австралии.

При этом в кризисе находится сейчас не только автомобильная промышленность Австралии, но и все другие отрасли, выпускающие конечный продукт. Непрекращающийся сырьевой бум настолько укрепил местную валюту, что производить что-либо в Австралии становится все более невыгодным. На международных рынках продукция фирм с Зеленого континента почти потеряла всякую конкурентоспособность. Именно из-за этого за последние годы здесь разорились тысячи мелких и средних предприятий.

РБК