18.10.2024 6:06
добавлено:
рубрика:

Искусство фудстайлинга: что это и с чем его едят?

Кто из нас с первого взгляда не ощущал аромат сочного стейка, даже не пробуя его на вкус? Именно на такой эффект рассчитано целое направление фотоискусства – фудстайлинг, призванное возбуждать аппетит аудитории за счет грамотно поданной визуальной информации. За ее обработку отвечает значительная часть коры больших полушарий головного мозга, в то время как за вкусовые способности – только 1-2%. Рассказываем, в чем особенности фудстайлинга и почему для индустрии питания профессиональные фуд-стилисты сегодня на вес золота.

Зарождение фудстайлинга

Современная стилизация блюд, которую мы оцениваем в меню ресторанов, на билбордах, в ТВ-рекламе и на просторах соцсетей, берет свое начало в эпоху натюрмортов. В России она пришлась на 1820-1830-е годы. Тогда в залах Эрмитажа появились зрелищные изображения фруктовых тарелок, десертов на изысканной посуде, цветов и плодов, а еще суровый «охотничий натюрморт», иллюстрирующий битую дичь, трофеи и снаряжение. В отечественной живописи жанр натюрморт был утвержден только во второй половине ХIХ века, проложив путь предметной фотографии.

Главными моделями на снимках служили распустившиеся цветы, спелые овощи и фрукты. Предметные фотографии мастера делали в основном в помещениях, например, в оранжереях либо в пространстве с естественным освещением. Следующим шагом к радующему глаз фудстайлингу стало применение цвета в рекламе в конце XIX века: появились яркие, привлекающие внимание упаковки продуктов и меню, на которые стали помещать слоганы брендов.

Так как возможности фототехники были далеки от совершенных, для передачи аппетитного внешнего вида блюд фотографы шли на ухищрения: распыляли лак на поверхность продуктов, при необходимости заменяли часть ингредиентов либо съедобные модели целиком на реалистичные искусственные предметы. Так фотографии оживали и передавали манящий вкус, а фотосессии для кулинарных книг и рекламы приобрели коммерческий характер. Качественная подготовка еды к съемке стала одним из профессиональных направлений в индустрии питания.

Food-съемка как искусство в наше время

Сегодня услугами фуд-стилистов пользуются производители продуктов питания, авторы кулинарных книг и, безусловно, кафе и рестораны. Посмотрите, например, как подает свои новинки произволители знаменитых гамбургеров – там каждый кадр буквально кричит: «Съешь меня!» Это как раз тот случай, когда фуд-стилисты работают не хуже, чем повара, стремящиеся устроить гостям взрыв вкуса.

Процесс съемки нельзя назвать простым и быстрым. Нужно придумать стилизацию, правильно подобрать сервировочные и декоративные элементы (сравните бургер в окружении листьев салата и соло – первый почти всегда будет выглядеть аппетитнее). На уровне ингредиентов ставки повышаются – особенно когда требуется изобразить тягучесть сыра на статичном фото (и никаких рук!) или показать пар, идущий от горячей котлеты. А ведь еще нужно учесть совместимость продуктов и тот факт, что некоторые люди воспринимают цвета по-разному.

При проведении исследования в 1980-ом году о влиянии цвета на вкусовые предпочтения участникам завязали глаза и попросили определить, имеет ли предложенный им напиток апельсиновый вкус. В результате с задачей справились только 20% испытуемых. После, когда они видели сам напиток, вкус апельсина без труда узнали 100% участников. На следующем этапе эксперимента им предложили лаймовый напиток, который был специально окрашен в ярко-оранжевый цвет. Около 50% участников сказали, что напиток апельсиновый, во многом полагаясь на визуальную составляющую.

Более того, исследование доказывает: на восприятие блюда также влияет оттенок и форма посуды. К примеру, участники подчеркнули: клубничный мусс, поданный на белой круглой тарелке, значительно вкуснее, чем десерт в черной квадратной емкости.

В общем, когда в следующий раз будете смотреть на фото в меню или рекламу нового блюда – задумайтесь, сколько работы на самом деле было проделано ради этих кадров.

 

Более подробная информация — в журналах РБА