Количество покупок в дни распродаж в Черную пятницу (29 ноября ― 1 декабря) 2024 года вырастет на 4% по сравнению с показателями прошлого года и станет рекордным за последние шесть лет, выяснил сервис приема онлайн-платежей и переводов «Т-Касса» в рамках аналитического проекта T-Data.
Исследование основано на обезличенных данных об оборотах бизнеса и транзакциях клиентов Т-Банка с января 2019 по сентябрь 2024 года, а также на расчетах сервиса аналитики и прогнозирования ETNA.
Основные выводы:
- Количество покупок в Черную пятницу ― 2024 станет рекордным за шесть лет: на 4% больше, чем в 2023 году.
- При этом рост количества покупок замедлится по сравнению с прошлым годом на 8 п. п., а оборотов ― на 10 п. п.
- Объемы продаж на маркетплейсах в Черную пятницу ― 2024 увеличатся на 16% год к году.
- Средний чек за покупку в дни Черной пятницы в 2024 году снизится на 1%. В целом по сравнению с 2019 годом он станет меньше на 24%.
- Максимальный прирост объемов продаж в Черную Пятницу по отношению к другим дням ноября в 2024 году ожидается в категориях «Спорттовары» и «Одежда и обувь» — на 40%.
После заметного снижения в 2022 году в 2023 общий объем продаж и количество покупок в дни Черной пятницы выросли в годовом выражении на 16 и 12% соответственно. В 2024 году рост продолжится, но меньшими темпами. Так, по прогнозам, количество покупок вырастет на 4% и станет рекордным за шесть лет. Объемы продаж увеличатся на 6%.
При этом средний чек покупок в Черную пятницу продолжает снижаться. Россияне предпочитают совершать покупки по более низкой стоимости, подбирая выгодные ценовые предложения на товары в течение всего года, а не только в период массовых распродаж. С 2019 года наибольшее падение среднего чека произошло в 2022 году — на 22%. В 2023 году показатель остался примерно на уровне 2022 года (снижение на 0,2%), а в 2024 году, по прогнозам, станет меньше еще на 1%. Таким образом, по сравнению с 2019 годом средний чек покупки в Черную пятницу в 2024 году снизится на 24%.
Объемы продаж на маркетплейсах в период распродаж Черной пятницы на протяжении шести лет ежегодно растут. В 2023 году объемы продаж на маркетплейсах увеличились 21% в годовом выражении, в 2024 году, по прогнозу ETNA, они вырастут еще на 16%.
Популярность маркетплейсов связана с наличием широкого ассортимента товаров и быстротой доставки. Все это делает такой формат покупок более привлекательным, а регулярные спецпредложения повышают уровень лояльности потребителей и стимулируют покупки.
Как меняется активность покупателей в период распродаж
Если сравнивать с покупательской активностью в другие дни ноября (кроме распродажи на День холостяка, 11 ноября), начиная с 2019 года общая динамика покупок в Черную пятницу повышается на 10—40% в зависимости от категории.
При этом были годы, когда рост объема продаж в определенных категориях в дни распродаж был гораздо заметнее. Так, в 2019 году рост оборотов в категории «Электроника и техника» достигал 90%, «Косметика» вырастала на 80—100% на протяжении двух лет (с 2019 по 2021 год).
По прогнозу ETNA, в Черную пятницу 2024 года по отношению к другим дням ноября заметно повысятся продажи в категориях «Детские товары», «Косметика» и «Электроника и техника» (рост по 30%). Максимальный прирост по оборотам, на 40%, будет в категориях «Спорттовары» и «Одежда и обувь». Минимальный прирост — в категориях «Стройматериалы» и «Оптика»: порядка 10%.
Такие изменения в ожидаемом пике покупательской активности связаны с тем, что все больше магазинов делают спецпредложения по ценам не только в дни Черной пятницы, но и на протяжении всего месяца.
Более подробная информация — в журналах РБА