28.10.2016 10:11
добавлено:
рубрика:

Комментарий к заседанию Банка России: Не стоит ждать у моря погоды

На заседании в середине сентября Банк России понизил ключевую ставку на 0,5 п.п. (до 10% годовых), но пообещал ее сохранить на «достигнутом» значении, как минимум, до 2017 г.

Все последнее время ЦБ сопровождал свое обещание фактическим ужесточением денежно-кредитных условий. С начала сентября регулятор провел лишь один аукцион прямого РЕПО, перейдя на еженедельной основе к депозитным аукционам по абсорбированию ликвидности. Еще несколько месяцев назад ЦБ рассматривал применение таких аукционов лишь на периодической основе для поддержания стоимости фондирования на рынке не ниже уровня ключевой ставки. Теперь же регулятор не «стесняется» абсорбировать ликвидность даже в «пиковые» дни налогового периода.

В результате ЦБ не просто «отложил» дальнейшее снижение ставок «в долгий ящик», но и вдобавок фактически стимулирует рост стоимости ликвидности для банковского сектора. Среднее значение индикативной ставки MosPrime o/n в первой половине октября (до начала налогового периода) находилось вблизи 10,5% годовых. Почти на этом же уровне ставка пребывала и в первой половине сентября до заседания ЦБ, хотя непосредственно после решения о снижении ключевой ставки MosPrime o/n опускалась почти до 10% годовых. Более того, в октябре можно было наблюдать достаточно резкий «разворот» в стоимости банковских депозитов. Так, во 2-й декаде месяца максимальная процентная ставка по вкладам крупнейших игроков в российских рублях, рассчитываемая ЦБ, выросла на 0,13 п.п. (до 8,79% годовых), что стало максимальным приростом с декабря 2015 г. (+0,16 п.п.).

Хотя крупнейшим «кредитором» ЦБ по обороту размещенных на его депозите средств в сентябре стал госбанк, список остальных кредитных организаций, размещающих ликвидность у регулятора, достаточно широкий и представлен совершенно разными банками, как по размеру активов, так и по характеру акционерного капитала. Об этом же свидетельствуют и итоги недельных депозитных аукционов, где количество кредитных организаций, желавших разместить средства у ЦБ, с начала октября в среднем доходило до 120. Иными словами, регулярный избыток свободной ликвидности имеется у широкого круга банков, а не только у государственных игроков. Такая ситуация «развязывает руки» ЦБ для проведения абсорбирующей политики на более длительный срок без ущерба для деятельности небольших банков.

В пресс-релизе об итогах деятельности банков в сентябре ЦБ отметил «разворот в динамике розничного кредитования» в сторону роста. Вероятно, такое замечание Банка России связано исключительно с его беспокойством (которое высказывалось уже не раз) в отношении инфляционных рисков, исходящих из сегмента необеспеченного потребкредитования.

Указав на разворот в рознице, ЦБ одновременно уточнил, что темпы роста ипотечного жилищного кредитования сохраняются высокими. То есть сегмент, благотворно влияющий на экономику и не несущий инфляционных рисков, не нуждается в дополнительном стимулировании. При этом, несмотря на неоднозначную динамику общего кредитования экономики, темпы ее постепенного восстановление совпадают с ожиданием ЦБ: в 3-м кв. ВВП снизился на 0,4% (против 1,2% и 0,6% в 1-м и 2-м кварталах соответственно), а с начала года снижение составляет 0,7%, что уже укладывается в прогноз ЦБ по году (снижение на 0,3-0,7%).

Из всего описанного мы видим, что стимулирование кредитования для Банка России в настоящее время представляется, скорее, фактором инфляционного риска. Сложившиеся денежно-кредитные условия, с позиции ЦБ, вполне комфортны для восстановления экономики, и необходимость в смягчении этих условий появится, вероятно, еще не скоро.

Можно не ожидать сюрпризов в отношении ключевой ставки на заседании 28 октября, но при весьма вероятно ужесточение комментариев ЦБ. Вышеперечисленные факторы и тенденции позволяют предположить, что даже в случае снижения инфляции к концу 2016 г. в рамках прогноза ЦБ (5,5-6,0%) регулятор не изменит позицию по ставке. Более того, даже если ЦБ и смягчит процентную политику в 1-м полугодии 2017 г., он может ограничится минимальным шагом снижения ключевой ставки на 0,25 п.п. или вовсе отложить снижение вплоть до конца полугодия.велес