12.10.2015 5:27
добавлено:

Культура может быть драйвером развития региона

В Екатеринбурге завершился симпозиум Всемирной биеннальной ассоциации, проходивший при поддержке Благотворительного Фонда В. Потанина.
8 октября в Екатеринбурге завершился открытый симпозиум Всемирной биеннальной ассоциации (IBA) «Изменения и мобилизация: биеннале современного искусства», проект проведения которой в рамках 3-й Уральской индустриальной биеннале был поддержан Фондом В. Потанина (грант программы «Музейный десант»). Участники обсудили значение и перспективы больших культурных проектов для индустриальных территорий, значимость биеннале для городов и регионов.
Биеннальную ассоциацию представляли участники из восьми стран мира: Кейт Джароки, руководитель офиса IBA, Томаш Вендланд (Польша), Маргарита Гонсалес (Куба), Кристиан Оксениус (Великобритания), Аки Хоаси (Япония), Иосиф Бакштейн (Россия).

Во второй день работы симпозиума состоялась стратегическая сессия на тему «Будущее индустриальных территорий: бизнес и культура – к одной цели». В дискуссии участвовали руководители крупного бизнеса, заинтересованные в обсуждении развития традиционных индустриальных центров, главы международных культурных проектов, музейных институций, представители органов власти.
Ключевой темой стал вопрос, как разработчики стратегии развития России (работа по созданию стратегии вошла в активную фазу) воспринимают культуру: как драйвер развития территории или как способ удовлетворить некоторые (не самые актуальные) потребности населения. В секции, посвященной корпоративным интересам и партнерствам с государством, приняли участие Наталья Поппель, начальник управления по КСО и бренду «Северстали», Игорь Сухотин, начальник управления благотворительных программ «Норильского никеля», Дмитрий Абрамов, руководитель проектов института Strelka, Елена Авдеева, заместитель мэра Череповца, Владимир Шутилин, руководитель социальных и благотворительных проектов «Газпром Нефть» и др.
О культуре как инструменте развития говорили также представители креативных индустрий, университетов и фондов: Алиса Прудникова, директор Уральского филиала ГЦСИ и коммисар 3-й Уральской биеннале индустриального искусства, Елена Коловская, директор проектов фонда «Про Арте», Олег Паченков, директор центра Прикладных исследований в Европейском университете, Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда В. Потанина и др.

По мнению Елены Коноваловой, руководителя культурных программ Фонда Тимченко, говоря о территории, нужно, в первую очередь, иметь в виду человека и развивать местное сообщество: «Территория – это не дом, улица, город, а все-таки люди». «Я поддерживаю тезис о том, что самая большая роль культуры – это не прямая, директивная, а опосредованная, – согласен с ней Олег Панченков, кандидат социологических наук, директор Центра прикладных исследований Европейского университета в Санкт-Петербурге. — Культура может развивать территории, влияя на людей. Для сообщества культура – средство и способ сделать жизнь конкретных людей комфортнее. Человек существо социальное, без общества он не может. Целью культурных проектов является, в частности, умение сделать так, чтобы люди не покидали регион в поисках необходимых им условий – например, разнообразия».
Комиссар 3-й Уральской индустриальной биеннале Алиса Прудникова отметила, что искусство может превратиться в индустрию смыслов: «О культуре вспоминают тогда, когда заходит речь о бренде, образе территории – о том, что она из себя представляет. В ходе организации биеннале мы провоцируем много экспериментов, появляются много инициатив, которые хотят реализоваться именно в рамках биеннале. Это очень важный эффект того драйва, который может порождать культура». Дмитрий Москвин, кандидат политических наук, руководитель образовательной программы УрФУ отметил, что от локальных проектов, реализуемых в различных городах одного региона, стоило бы переходить к единым и большим: «Было бы гораздо эффективнее, если бы небольшие проекты объединились в большую историю, которая способна представить целый регион. Задача может быть и крупнее – «прорваться» в глобальные истории». Кристиан Оксениус (Ливерпуль, Великобритания) подчеркнул значение, которое имело для него участие в симпозиуме: «Для нас, как участников Всемирной биеннальной ассоциации, это был уникальный шанс увидеть, как работают другие биеннале, обнаружить сходство и различие наших успехов, ошибок и проблем. И одновременно ощутить себя частью глобальной объединяющей структуры, способной распространить этот опыт максимально широко».
«Культура может быть драйвером развития региона, – уверена генеральный директор Благотворительного фонда В. Потанина Оксана Орачева. – При этом далеко не каждый участник региональных процессов воспринимает ее именно таким образом. Культура позволяет наполнить границы территории новым смыслом: все мы хотим, чтобы наш родной регион отличался от соседнего. Крупные культурные проекты, которые корнями «врастают» в регион (такие, как биеннале), работают на формирование региональной идентичности. Это важная потребность и населения, и власти, и бизнеса, и самих организаций культуры. Если смотреть дальше, культура непосредственно формирует среду. Она может внести вклад в то, чтобы у людей возникало желание созидать, заниматься предпринимательством, болеть душой за свое дело. Культура может иметь и чисто экономический эффект – особенно, если территория небольшая. Главное, чтобы культура находила общий язык с государством и бизнесом, а для этого необходимо этот язык формировать».
Успешные примеры работы со средой и местным сообществом продемонстрировали авторы музейных проектов, получивших широкую известность за пределами Урала – Юлия Глазырина (проект «Открой Пермский период»), Сергей Каменский (проект «Уралмаш – производство

будущего»), Юлия Тавризян, (проект Пермской художественной галереи «Журавль в руке»), Галина Янковская (автор курса «Теория и практика прикладных исторических исследований» в Пермском государственном университете).
Итоги обсуждения будут предложены региональным властям в Уральском Федеральном округе для совершенствования собственных стратегий развития до 2030 года и могут стать основой для инициирования долгосрочного партнерства между крупным бизнесом и культурными институциями в разных регионах России.Фото 1 Фото 2