Часто мы приходим в гости, на вечеринки, посиделки с друзьями и толком не знаем, чем заняться. Напитки выпиты, еда съедена, фотографии просмотрены, общие темы давно обсуждены. Что делать? Ответ на этот вопрос знает основатель компании «Мосигра» Дмитрий Кибкало. За несколько лет ему удалось создать крупнейшую в стране сеть по продаже настольных игр. Это знакомые всем «Мафия», «Монополия», «Крокодил», а также оригинальные: «Имаджинариум», «Шакал» и «Активити». Корреспондент EquipNet.ru выяснил, какого это, заниматься бизнесом по продаже настольных игр в России.
— Если не секрет, то почему так назвались? Лично у меня возникают ассоциации с чем-то из Советского Союза, да и логотип этому способствует.
— Над названием думали долго, и решили, что нужно делать ставку на поколение 80-х годов. Это люди, чье счастливое детство прошло в Советском Союзе – отсюда и название, и логотип.
— На Хабре есть пост, где вы пишите, что изначально планировали открыть кафе, а идея настольных игр пришла к вам несколько позже? Так почему ваш выбор пал именно на игры?
— На самом деле, этот пост не мой, а нашего маркетингового директора — Сергея Абдульманова. Соответственно, рассказывает он о своем опыте и своих мыслях. Я, конечно же, как и все другие, мечтаю о своем кафе или клубе. Но всерьез над этим еще не работал.
К играм мы пришли следующим путем: еще с детства мы с папой играли в «Шакала» — настольную игру, придуманную на мехмате МГУ. Позже я сам поступил на мехмат и очень удивился, когда узнал, что эту игру там никто не знает. Я привез из дома свой самодельный экземпляр, и мы с друзьями играли ночи напролет.
Уже тогда я решил, что нужно эту игру выпустить! Долго вынашивал план и однажды принялся за дело. Игру сделал, получил на руки тираж, и понял, что теперь ее нужно продать. В итоге мы с Дмитрием Борисовым решили создать свой магазин настольных игр, через который и планировали продать этот самый тираж. Так мы запустились, и дело пошло.
— С какими трудностями столкнулись при старте бизнеса и как их преодолевали?
— Трудностей было много, всех и не вспомнить! Для нас все было в диковинку, многому пришлось учиться налету. Самым сложным оказалось не расслабляться ни на минуту.
— Как у вас обстоят дела с конкурентами?
— Когда мы только начали заниматься играми, на рынке было несколько крупных по тем временам игроков. Но мы за первые два года всех обогнали и ушли в отрыв. Сейчас у нас есть только локальные конкуренты в городах, но нет ни одного глобального. У нас больше 50 магазинов, а у наших конкурентов – по 4-5.
— Если не секрет, сколько вы вложили в старт бизнеса и окупились ли уже затраты?
— На старте мы вложили 400 000 рублей, и затраты окупились уже через два месяца. Но, естественно, для развития приходилось и приходится реинвестировать прибыль.
— Где вы закупаете игры и как часто обновляете ассортимент?
— Изначально мы закупали игры у крупных агрегаторов – тех, кто скупает игры у производителей и берет на себя консолидацию. Теперь мы являемся прямыми дилерами по многим товарам, плюс активно развиваем собственное производство игр. Ассортимент обновляется постоянно, в месяц у нас появляется по 40-50 новых позиций.
— Какие игры у вас стали хитами продаж?
— Самый главный хит – игра, с которой у нас все началось – «Шакал». Отличная семейная стратегия про пиратов. Пользуются популярностью игры для вечеринок «Активити», «Элиас», «Бум», «Крокодил». Недавно мы выпустили целую линейку новых пати-игр – «Клаззл», где нужно лепить из пластилина, «Держи Пари», где нужно соревноваться в эрудиции и блефовать. Успешной новинкой стала серия «Данеток».
— Опишите кратко ваших покупателей?
— Ядро аудитории – мужчины и женщины в возрасте 25-34 года. Они покупают игры для себя и своих детей. Вопреки расхожему мнению, магазины настольных игр – это не магазины для детей. Мы намного ближе к подаркам.
— Как вы продвигаетесь? Используете ли социальные сети, интернет-рекламу?
— Одним из основных драйверов нашего роста являются игротеки – бесплатные мероприятия, где гости могут под руководством аниматоров поиграть во все игры. Люди пробуют наши продукты, им нравится, они становятся лояльными клиентами, рассказывают друзьям, и к нам уже идут «друзья друзей». Естественно, очень важны и стандартные каналы – контекстная реклама, SEO, социальные медиа.
— Вы пишите, что в настоящий момент игры можно купить в 25 крупнейших городах России, Казахстана, Украины и Белоруссии. Партнеры развиваются по франшизе или это ваши филиалы? Как вы контролируете их деятельность?
— Мы развиваем и собственную розницу, и франчайзинг. Методика контроля многоступенчатая: есть наши рекомендации по ведению бизнеса, оформлению точек, проведения активности на местах. Есть методика проверок «тайными покупателями», по возможности посещаем сами магазины. Каждый год мы проводим слет филиалов в Москве, общаемся, делимся накопленным опытом, слушаем и дорабатываем нашу модель.
— Что вы можете посоветовать молодым предпринимателям, решившим запустить бизнес в сфере настольных игр?
— Чтобы закрепиться на этом рынке, нужно много и усердно работать, любить настольные игры, чувствовать эмоции, спрятанные в коробках. Понимать и любить своего покупателя, и никогда не расслабляться. Как говорил Генри Форд, бизнес – как езда на велосипеде. Остановишься – упадешь. Если в вашем городе еще нет магазинов настольных игр – обращайтесь, поможем открыть магазин по франчайзингу. Чем франчайзинг лучше запуска собственного бизнеса? Намного меньше рисков, поскольку результат легче прогнозировать.
Екатерина Гонова