Государственные компании обязали выплачивать 25 процентов чистой прибыли в качестве дивидендов. Соответствующее распоряжение премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал 14 ноября.
В базе правительственных документов распоряжение пока не опубликовано. Агентство отмечает, что формулировка распоряжения допускает исключения из правил. Так, норма действует, если «иное не установлено актами правительства».
Существовавшее до этого распоряжение правительства предписывало госкомпаниям выплачивать дивиденды в размере 25 процентов от чистой прибыли, если иное не установлено дивидендной политикой самой компании.
Фактически, в большинстве случаев решение о дивидендах принимали сами компании. За правительством оставалось право принять директиву для совета директоров госструктуры, чтобы последний голосовал за определенный размер выплат акционерам.
Осенью 2011 года Министерство экономического развития России разработало законопроект, обязывающий государственные структуры отдавать в качестве дивидендов 25 процентов своей чистой прибыли. Предполагалось, что изменять минимальный размер выплат акционерам в некоторых случаях сможет премьер-министр. Документ не относился к «дочкам» госкомпаний, за исключением «Роснефти«, которая контролируется государственным «Роснефтегазом».
В июне 2012 года президент России Владимир Путин поручил государственным энергетическим компаниям увеличить дивиденды. Тогда он попросил «Роснефть» выплатить акционерам 25 процентов от прибыли, а не 11,5 процента, как планировалось ранее. Президент компании Игорь Сечин пообещал выполнить поручение. До этого он говорил, что рост дивидендов приведет к сокращению инвестиционной программы.
Последний негласный конфликт в правительстве вокруг дивидендов был связан со средствами компании «Роснефтегаз», совет директоров которой возглавляет президент «Роснефти» и бывший вице-премьер Сечин. «Роснефтегаз» планировал участвовать в приватизации структур российского ТЭК и мог бы использовать для этого около 100 миллиардов рублей, скопившихся на его счетах (до конца года сумма может вырасти до 129-160 миллиардов). Эти средства являются дивидендами «Роснефти» и «Газпрома«, акциями которых управляет компания. В результате правительство приняло решение об изъятии части средств у «Роснефтегаза».