08.09.2015 5:38
добавлено:
рубрика:

Музей «Гараж»: выставка «Луиз Буржуа. Структуры бытия: клетки»

В рамках специальной программы 6-й Московской биеннале Музей современного искусства «Гараж» впервые в Москве представляет масштабную ретроспективу Луиз Буржуа. Выставка «Луиз Буржуа. Структуры бытия: клетки» посвящена серии выдающихся скульптур-энвайронментов, созданных Буржуа за последние двадцать лет ее жизни. В экспозицию войдут более 80 работ художницы: инсталляции, ранние скульптуры, живопись и рисунки, которые предшествовали грандиозному новаторскому циклу работ. Наряду с ними «Гараж» представит две масштабные скульптурные работы Луиз Буржуа: на площади перед Музеем будет установлен монументальный бронзовый паук Maman (1999), а в Атриуме «Гаража» впервые в мире будет показана инсталляция «Завладел ли день ночью или ночь завладела днем?» (2007).

Луиз Буржуа (1911–2010) прошла самобытный творческий путь длиной в семьдесят лет — начиная с конца 30-х в Париже и до его кульминации уже в XXI веке в Нью-Йорке. Она принадлежит к числу немногих художников, которых относят одновременно к эпохам модернизма и современности. Свои ранние скульптурные работы Буржуа создала в начале 40-х, а в 1949 году на своей персональной выставке в галерее «Перидот» (Peridot Gallery) в Нью-Йорке впервые представила произведения, выполненные в новаторском жанре инсталляции-энвайронмента. Спустя тридцать три года, в 1982 году, прошла ее первая ретроспектива в нью-йоркском Музее современного искусства (MoMA). На тот момент художнице было 70 лет. Примерно в то же время она переехала в просторную студию в Бруклине — до этого на протяжении многих лет мастерской ей служил ее дом в Челси. Этот переезд позволил ей увеличить масштаб произведений и начать работу над серией «Клеток», а позже — скульптур «Пауков», первая из которых датируется 1994 годом.

Каждая «Клетка» представляет собой уникальный микрокосм, наделенный индивидуальными чертами, и охватывает широкий спектр эмоций и ассоциаций. Серия включает в себя около 60 работ, для создания которых Буржуа использовала найденные объекты, предметы своей повседневной жизни (одежду, ткани, мебель) и скульптурные произведения, помещая их в характерные архитектурные ограждения. Буржуа часто говорила, что воспоминания о непростом детстве послужили источником многих мотивов и явлений в ее творчестве, таких как архитектура, тело, память, органы чувств. Джерри Горовой, личный ассистент Луиз Буржуа на протяжении многих лет, так описывал работу над «Клетками»: «Ее процесс созидания был непрерывен. Объекты внутри «Клеток» иногда нравились Луиз просто своей функцией, тем, какими словами их можно было описать, как эти слова звучали по-французски, своей формой или цветом. В ее воображении гладильная доска превращалась в изогнутую истерическую фигуру. Ассоциативные связи возникали в ее подсознании и порождали бесконечный творческий процесс».
Термин «клетка» впервые возник в ходе подготовки к Международной выставке в Музее искусств Карнеги в Питтсбурге в 1991 году, где Луиз Буржуа представила шесть работ цикла. Для нее это слово обладало рядом значений — от биологической клетки живого организма до тюремной камеры и монашеской кельи. Как говорила она сама, «»Клетки» представляют разные виды боли: физическую, эмоциональную и психологическую, душевную и умственную. <…> В каждой «Клетке» есть удовольствие вуайериста — трепет от того факта, что ты наблюдаешь или наблюдают за тобой. «Клетки» либо притягивают, либо отталкивают друг друга. Они стремятся стать единым целым, слиться или, наоборот, отделиться друг от друга».

В дополнение к выставке Музей «Гараж» в сотрудничестве с Фондом Луиз Буржуа и фондом The Easton Foundation представит две монументальных работы художницы. Maman (1999), бронзовый паук высотой девять метров, будет встречать посетителей на площади перед зданием Музея «Гараж» в Парке Горького. Выполненная по заказу галереи Тейт Модерн специально для открытия Турбинного зала музея в мае 2000 года скульптура Maman стала одной из знаковых и самых узнаваемых работ в серии «Пауков» Луиз Буржуа. Этот мотив впервые появился на двух рисунках художницы в 1940-х годах и в 1990-х годах приобрел особенно важное значение в ее творчестве. Крупнейшая работа этого выразительного цикла скульптур, созданных во второй половине десятилетия, Maman балансирует над землей на восьми длинных тонких ногах, защищая подвешенную к ее брюшку сеть с восемью мраморными яйцами. Хищная и в то же время уязвимая паучиха служит образом любимой матери Луиз Буржуа. Художница рассказывала: «Подобно паукам, моя мать была очень мудрой. Пауки — наши добрые спутники. Они едят комаров, а комары, как мы знаем, большие вредители и разносчики болезней. Паук — заботливое и отзывчивое существо, совсем как моя мама».

Ключевым элементом шестиметровой скульптуры «Завладел ли день ночью или ночь завладела днем?» (2007) служит гигантское вращающееся зеркало. В нем отражается название работы, взятое из заголовка записи в дневнике художницы от 7 февраля 1995 года. Зеркала как символ истины и самопознания представляли для Буржуа большой интерес и не раз появлялись в «Клетках», приглашая зрителя стать непосредственным участником их внутренней композиции. Колоссальное зеркало, установленное в Атриуме «Гаража», погружает посетителя и окружающее пространство здания в мир художницы, а вопрос, отраженный в нем, вводит в работу смысловые и эмоциональные особенности восприятия, свойственные произведениям Буржуа.

Выставка в «Гараже» впервые представляет творчество художницы в Москве, но это не первое ее соприкосновение с Россией. Буржуа было двадцать лет, когда она впервые приехала в Москву летом 1932 года. Во время своего второго визита весной 1934 года она посетила Московский театральный фестиваль и стала свидетельницей первомайских торжеств. Почти 70 лет спустя, в 2001 году, открылась ее ретроспективная выставка в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, став первой крупной прижизненной выставкой американского художника, проведенной в этом музее.

К выставке будет издан каталог «Луиз Буржуа. Структуры бытия: клетки» на русском языке. Оригинальный англоязычный каталог был выпущен Домом искусства в Мюнхене (Haus der Kunst, Munich) и издательством Prestel.

Выставка «Луиз Буржуа. Структуры бытия: клетки» организована Домом искусства в Мюнхене (Haus der Kunst, Munich) совместно с Музеем «Гараж» и является крупнейшей на сегодняшний день экспозицией данной серии произведений Луиз Буржуа.
Проект организован при поддержке РОСИЗО.
Партнер выставки — Falcon Private Bank.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Образовательная программа «Зазеркалье Луиз Буржуа» включает в себя цикл лекций, кинопоказы, экскурсии, аудиогид, квест-путеводитель по выставке для всей семьи и занятия для детей.

В рамках лекционной программы российские и международные историки искусства, кураторы и арт-критики, среди которых Кейт Фаул, Джерри Горовой, Жюльен Лорц, Ирина Нахова, Олеся Туркина и Амей Уоллак, расскажут о различных аспектах творчества художницы.

В Лектории Музея «Гараж» будут проводиться регулярные кинопоказы фильма «Луиз Буржуа. Паук, любовница и мандарин», который снимали более десяти лет — с 1993 по 2007 год — в мастерской художницы. В фильме Буржуа показана за работой, рассказывающая о своих произведениях и истории их создания.

По субботам и воскресеньям в рамках Открытых мастерских для детей и взрослых пройдут серии мастер-классов, посвященных скульптуре, ее видам и формам. Специально разработанный квест-путеводитель для всей семьи расскажет об основных принципах работы Луиз Буржуа.

Для тех, кто предпочитает изучать выставку с комментариями подготовивших ее специалистов, Музей «Гараж» разработал аудиогид, который расскажет о ключевых работах, представленных в экспозиции.

В любое удобное время посетители Музея смогут заказать индивидуальную или групповую экскурсию. Экскурсии также проводятся для людей с нарушением зрения и нарушением слуха.

О ХУДОЖНИЦЕ

Луиз Буржуа (1911, Париж, Франция — 2010, Нью-Йорк, США) жила и работала в Нью-Йорке. Ее основные персональные выставки: «Луиз Буржуа: ретроспектива» (Музей современного искусства, Нью-Йорк, США, и др. музеи, 1982–1984); «Луиз Буржуа: ретроспективная выставка» (Художественный музей Франкфурта, ФРГ, и др. музеи, 1989–1991); Американский павильон 45-й Венецианской биеннале (Венеция, Италия, 1993); «Луиз Буржуа: память и архитектура» (Центр искусств королевы Софии, Мадрид, Испания, 1999–2000); «Луиз Буржуа: я делаю, я уничтожаю, я переделываю» (инсталляция в Турбинном зале галереи Тейт Модерн, Лондон, Великобритания, 2000); «Луиз Буржуа» (Музей Гуггенхайма в Бильбао, Испания, 2001–2002); «Луиз Буржуа в Эрмитаже» (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия, и др. музеи, 2001–2003); «Луиз Буржуа: рисунки бессонницы» (Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк, США, 2003); «Луиз Буржуа: ретроспектива» (Тейт Модерн, Лондон, Великобритания, и др. музеи, 2007–2009); «Луиз Буржуа: возвращение вытесненного» (Фонд PROA, Буэнос-Айрес, Аргентина, и др. музеи, 2011); «Луиз Буржуа» (Национальная галерея Канады, Оттава, 2011–2013); «Луиз Буржуа: сознательное и бессознательное» (галерея QMA, Доха, Катар, 2012); «Собрание Буржуа» (Фонд Бейелера, Базель, Швейцария, 2013–2014); «Комнаты художника: Луиз Буржуа, женщина без секретов» (Шотландская национальная галерея современного искусства, Эдинбург, 2013–2014); «Луиз Буржуа: Petite Maman» (Музей Дворца изящных искусств, Мехико, Мексика, 2013–2014); «Луиз Буржуа: я побывала в аду и вернулась» (Музей современного искусства, Стокгольм, Швеция, и др. музеи, 2015). Награждена Национальной медалью США в области искусств (1997) и французским орденом Почетного легиона (2008).гараж