Многие девелоперы коммерческой недвижимости сегодня заняты развитием бизнес-центров классов В, В+ и А. Эти сегменты сегодня набирают обороты популярности, становятся все более и более востребованными и привлекают арендаторов высокого полета. О бизнес-объектах С-класса сегодня говорят все реже, а иногда и вовсе забывают про этот сегмент. Как сегодня идет развитие бизнес-центров самого низкого класса? Какие арендаторы обращают на них внимание? И ждет ли С-класс новый скачок популярности? Ситуацию в сегменте комментирует Андрей Кирилкин, руководитель проектов оценки группы ПСН.
«Ситуацию в сегменте в целом можно охарактеризовать как неоднородную: для бизнес-центров С-класса самым важны в определении величины арендной ставки и прибыльности является его местоположение. Наиболее популярными эти объекты становятся, конечно, в центре. Если выйти за пределы Центрального делового района, то наибольшим спросом сегодня пользуются любые объекты данного сегмента, расположенные рядом с метро при относительно хорошем качестве помещений для данного сегмента. Ценовой разброс в сегменте достаточно высок: некоторые офисы С-класса в ЦАО по ставкам аренды не уступают объектам В-класса, расположенным за пределами Бульварного кольца. Наибольшее количество вакантных площадей в С-классе фиксируется на объектах в отдалении от центра города и от станций метро» — рассказывает эксперт.
В целом же, как отмечает Андрей Кирилкин, рентабельность объектов С-класса сегодня можно охарактеризовать как высокую: «Кроме того, у каждого из бизнес-центров класса С есть потенциал, который пока что не до конца использован, но при дальнейшем развитии города может быть реализован. Владельцами этих объектов чаще всего являются крупные инвестиционные или девелоперские компании, которые постепенно начинают вкладываться в свои бизнес-центры низкого сегмента и в некоторых случаях даже переводить их в более высокий класс или менять назначение помещений. Обычно девелоперы данных объектов просто поддерживают состояние помещений на достойном уровне: оснащают бизнес-центры минимальной инфраструктурой, проводят плановые ремонтные работы, понимая, однако, что рано или поздно объект придется развивать» — рассказывает эксперт группы ПСН.
У большинства объектов С-класса сегодня, действительно, есть все возможности для развития. По словам специалистов и аналитиков, российский С-сегмент созвучен по ситуации с В-классом международного рынка: в России офисы С-класса пользуются такой же популярность, как и В-сегмент за рубежом. «С-класс сегодня – один из наиболее надежных сегментов. Спрос на эти помещения не так сильно подвержен экономическим колебаниям рынка, он достаточно стабилен и держится на хорошем уровне. Серьезную роль в его популяризации сыграл экономический кризис 2008-2009 годов: именно в этот период часть компаний переводила свои представительства в офисы на класс ниже и те, кто арендовал площади В-класса, отдавали предпочтение С-сегменту в связи с кризисом. Но и на С-классе повсеместный рост ставок тоже сказывается. Если мы сравниваем А и В+ — то тут эксперты единодушно говорят, что роста не было и не будет (2012-2013 г.г.), а в С-сегменте рост арендных ставок пока наблюдается.
Средние арендные ставки по объектам класса С сегодня выглядят следующим образом: ставка на аренду офиса С-класса в ЦАО достигает 25.000 руб. за кв.м. и выше, вне пределов ЦАО объекты возле метро сдаются по ставке 12.000-15.000 руб. за кв.м.; офисы С-класса, расположенные в бизнес-центрах далеко от метро, сегодня можно арендовать по ставке 7.000-10.000 руб. за кв.м. «В целом же ставки в данном сегменте очень индивидуальны и зависят от преимуществ и недостатков каждого конкретного объекта» — отмечает Андрей Кирилкин.
rbanews