16.05.2023 2:12
добавлено:
рубрика:

О секундах не свысока: как «Фабрика легпрома» поможет перезапустить швейные предприятия

Агентство креативных индустрий при Департаменте предпринимательства и иннова-ционного развития города Москвы открыло прием заявок на участие в проекте «Фабрика легпрома». По результатам проекта 80 человек, прошедшие обучение по прикладным специальностям у ведущих представителей индустрии, будут трудоустроены на российские производства.

Ведущим куратором проекта по обучению швей стала Оксана Озерова — основатель ТМ Adji, учредитель компании «Наперсток», владелица швейного производства, а также спикер крупней-ших fashion-площадок и школ (PROfashion, CJF, CPM, Fashion Factory School, Textile Salon).

IPQuorum попросил Оксану рассказать о проблемах, с которыми сталкиваются современ-ные производства, и о том, чем такой проект, как «Фабрика легпрома», может помочь индустрии.

— Насколько остро стоит проблема нехватки кадров на производствах?

Оксана Озерова: Очень остро. У меня есть своя швейная фабрика, поэтому я знаю об этом не понаслышке. Хуже всего ситуация обстоит со швеями — их почти нет: у нас остались люди, которые работают на производстве десяти-летиями, но их очень сложно перестроить. Они привыкли к прежнему ассортименту, к устаревшей технике, да и скорость работы, к сожалению, у них уже не очень высокая. А молодые учиться на швей почти не идут. Проблема возникает еще на этапе образования: у нас ни в одном техникуме или училище нет специальности «швея на поток». Учат портных, но это совсем другая история. Производству необходимы качество и скорость. Швеям нужен навык, как быстро сделать пять строчек, а не как целиком собрать изделие.

— Как вы сами справлялись с проблемой нехватки мастеров?

Оксана Озерова: Мы собрали сотрудников из тех, кто был готов попробовать себя в этом деле и хотел научиться чему-то новому. Люди пришли к нам без подготовки и каких-либо профессио-нальных навыков, а потому нам пришлось потратить деньги на их обучение, чтобы со временем они смогли выйти на необходимые нам объемы.

Это сложная история. Некоторые из учеников, которых мы набрали и обучили, ушли от нас к конкурентам или переехали в другие города, само собой, никак не возместив нам затраты. Для нас это серьезные убытки, так как мы небольшое предприятие.

Более крупные фабрики могут позволить себе выделить деньги и взять мастера, который занимается только обучением новых сотрудников. Это отдельный процесс, при котором ученики спокойно занимаются, набираются опыта и не производят продукт на продажу. Так люди растят новые кадры. Но многие не могут так рисковать.

— А старые специалисты нуждаются в повышении квалификации? Насколько они отвечают требованиям современного произ-водства?

Оксана Озерова: Сейчас средний возраст швеи 45 лет. Им достаточно сложно встроиться в новые реалии. Схема работы совсем другая. Если раньше, например, были такие должности, как норми-ровщик, технолог, бригадир, то есть множество разных специальностей, то сегодня структура максимально упрощена. Эти обязанности выпол-няют один, иногда два сотрудника. Подстроиться под такой формат удается меньшинству.

Еще одна серьезная проблема — оборудование. Сейчас существуют машины с автоматической обрезкой, автоматическим подъемом лапки. У меня есть несколько швей, которые эту функцию просто отключали. Они говорили: «Мы не знаем, как этим пользоваться». Я объясняла, что это экономит время, что мы именно для этого и купили более дорогие и современные машины. Однако людям, которые 30 лет шили на совершенно другом оборудовании, привыкнуть непросто.

Также существенно увеличились нормы выработ-ки на производствах. Если мы будем тратить на одно изделие столько же времени, сколько и раньше, то цена неизбежно вырастет, а это нерентабельно. Потому производители выстраи-вают процессы так, чтобы сократить время и увеличить выработку. Но старый режим для людей легче и привычнее.

— Как вы думаете, почему молодые люди не идут в эту профессию?

Оксана Озерова: Мне кажется, что работа швеи сейчас выглядит не очень престижно и привлекательно для молодежи. И деньги здесь — одна из основных проблем. Для того чтобы выйти на прибыль, швея должна много работать, так как зарплата — сдельная. Производства сейчас не могут позволить себе платить фиксированный оклад, который не связан с выработкой.

Представьте швею, которая приходит работать без опыта — конечно, у нее нет навыков, нет привычки, из-за чего она выпускает мало вещей, даже ниже нормы, и, соответственно, получает небольшой гонорар. Все же понимают, что не каждый сотрудник имеет возможность тратить время и силы на обучение, практически не зарабатывая. В идеале, конечно, нужно хотя бы первое время выплачивать начинающим фиксированный оклад. Только так можно понять, будет ли та или иная швея расти и развиваться. Если же она как шила, например, десять маек, так и шьет, не увеличивая выработку, то сотрудничество с ней стоит прекратить.

Опять же, никто не застрахован от недобросовестных сотрудников, которые, получив опыт и навыки, уйдут к конкурентам. Всякое может случиться: болезнь, беременность, переезд в другой город, поэтому вложение в оклад — это риск, на который далеко не каждый предприни-матель готов пойти. Производствам необходима помощь с софинансированием зарплат, и поддержка государства может сыграть в этом вопросе существенную роль.

— Какие меры нужно предпринять, чтобы привлечь молодых людей на производства?

Оксана Озерова: Повысить престиж этого дела. Швея должна стать профессией нового формата. В первую очередь нужно понять, что интересно молодежи. Обновить язык, которым мы говорим с ними. Может быть, стоит использовать соцсети, выкладывать ролики, показывать хорошие коллективы, работу внутри них.

Но этого недостаточно. Люди не задержатся, если не повысить культуру производства. Любому человеку хочется работать на красивом предприятии, в приятном здании, а сейчас швейные цеха и фабрики — это в большинстве случаев старые помещения, требующие ремонта. Конечно, новые помещения есть, но их значительно меньше. Опять же, все упирается в бюджет. Люди, которые заказывают на фабриках продукцию на отшив, торгуются буквально за каждый рубль и ищут наиболее выгодные сделки. Откуда же владельцам производств взять деньги на ремонт и обновление? Мало кто может свобод-но распоряжаться такими большими суммами.

Еще, думаю, стоит предложить людям классные соцпакеты. Есть же у нас офисная корпоративная культура? Хочется такого же для производств. Может быть, имеет смысл предлагать абонемент в фитнес, участие в каких-то интересных мероприя-тиях. Для привлечения молодежи об этом стоило бы подумать.

— Как началось ваше сотрудничество с командой «Фабрика легпрома»?

Оксана Озерова: Мы достаточно давно работаем с АКИ и очень довольны сотрудничеством. Поэтому, когда мне и моим коллегам предложили принять участие в проекте PROfashion, мы согласились. «Фабрика легпрома» — это очень крутая инициатива. Будет здорово, если проект будет осуществляться на постоянной основе, с системным подходом. Это на сто процентов рабочая история, просто не нужно опускать руки. Производством много лет никто не занимался, поэтому, конечно, по щелчку мы не сможем его возродить. Но если поднажать — скачок может быть колоссальный.

— Целевая аудитория «Фабрики легпрома» — это люди, у которых есть специальное образова-нием или опыт работы. Чему вы бы хотели их научить?

Оксана Озерова: У меня есть проект «Наперсток», в рамках которого мы помогаем проектировать новые фабрики и модернизировать уже сущест-вующие. Мы предоставляем услуги всех специалистов швейного производства — техноло-гов, конструкторов, дизайнеров и т. д.

У нас были большие проекты по модернизации производств — например, год мы сотрудничали с фабрикой в Киргизии. Это большой опыт. Благодаря ему мы понимаем причинно-следственные связи, видим ошибки, которые допускает руководство, и знаем, что поможет их избежать. Мы знаем, как выстроить системный подход к работе — не только швейных производств, но и бизнеса в целом. Эти вещи нельзя разделять, если вы хотите получить прибыль.

У нас также были программы для швей. Мы обучали их с мастерами так, чтобы они сразу давали выпуск и могли работать на сдельной оплате.

— Какие ошибки чаще всего допускают владельцы производств?

Оксана Озерова: Начнем с того, что сейчас в России практически нет фабрик, а у тех, что есть, зачастую неправильно выстроена организация труда. Большие производства, которые мы видим, созданы еще в советские времена. Когда люди открывают свои фабрики, они редко берут специалистов, способных помочь им организовать работу. Открыть фабрику — это не просто найти помещение, взять оборудование и посадить швей.

Какой главный принцип работы швейного производства? Не думать о секундах свысока. Чтобы получить максимальную прибыль, нужно извлечь максимальную пользу из каждой секунды. Теряете время — теряете деньги. Поэтому, чтобы построить фабрику, необходимо понять, куда утекает время и как его сохранить, а в идеале — приумножить. Для этого и необходим системный подход. Иногда бывает так: производству приходит один большой заказ, под него набирают сотрудников в штат, а затем по окончании проекта не знают, что с людьми делать. Поэтому перовое правило — расти нужно системно. Вам не нужно сразу нанимать сто человек. Когда я начинала первое производство, у меня было всего четыре сотрудника, и только потом мы постепенно выросли.

— Какую пользу «Фабрика легпрома» может принести сфере легкой промышленности?

Оксана Озерова: У нас серьезный дефицит кадров и производственных площадок. Дизайнеров больше, чем производственников. Масса людей торгуют на маркетплейсах, но не отшивают свою продукцию. Те же, кто за это берется, сталкива-ются с тем, что производств мало, очереди большие, нужно искать подрядчиков за границей. Зачем же финансировать другие страны, когда можно поднять собственное производство и возродить индустрию?

Внимание государства к тому, что необходимо привлекать новых сотрудников и модернизировать производства и систему подготовки кадров, — очень важный шаг.

— Какими должны быть дальнейшие шаги?

Оксана Озерова: Направлений много. Например, государство помогает фабрикам с покупкой оборудования, но если мы говорим про запуск производств, то потребуются другие инвестиции — на ремонт зданий, на оклад персоналу, на привлечение свежих кадров. Было бы здорово запустить рекламные кампании, которые делали бы это направление привлекательным для молодежи. Что эти затраты дадут государству? Рабочие места, производство внутри страны и развитую промышленность.

Ничто не мешает нам стать индустрией номер один — чем мы хуже итальянцев или испанцев? В России много талантливых дизайнеров, и я уверена, если производить вещи качественно и экономично, то у нас есть реальные шансы занять рынок.

Российская газета