Одним из основных факторов, определяющих развитие российской закупочной системы в 2016 году, наряду с работой корпорации поддержки МСП, будет являться деятельность рабочей группы по вопросам совершенствования закупок Экспертного совета при Правительстве РФ. О плане работы Группы на 2016 год рассказал ее руководитель, председатель комитета «Деловой России» по взаимодействию бизнеса и госкомпаний Сергей Фахретдинов.
— Помимо общецелевых мероприятий рабочей группы, направленных на совершенствование закупочной системы, можно выделить следующие три.
1. Взаимодействие с субъектами 223-ФЗ по расширению доступа МСП к закупкам, повышение открытости закупок в рамках 44 ФЗ и 223 ФЗ, развитие системы общественного контроля.
2. Обновление законодательной и нормативной базы закупочной деятельности по 44 ФЗ и 223 ФЗ.
3. Обеспечение внедрения инноваций и трансфера технологий.
Что уже сделано по каждому направлению?
Среди общецелевых мероприятий следует выделить:
• Разработка терминов и определений, использующихся в закупочной деятельности. Например, что мы подразумеваем под «эффективной закупкой»? Каковы ее критерии для 44 ФЗ и 223 ФЗ? До конца года завершится сбор и обработка предложений, итоги этой работы будут представлены Экспертному совету уже в январе 2016 года.
• Проведен анализ закупочной и инновационной деятельности 21 крупнейшей компании с госучастием, на чью долю приходится большая часть закупок. Результаты исследования были представлены на мероприятиях в Общественной Палате, проведенных совместно с ведущими бизнес-сообществами, а также широко освещены в СМИ. Госкомпаниям были даны соответствующие рекомендации.
• Осуществляется взаимодействие с ОАО «РЖД» как «пилотной» компанией, совместно с которой будут отрабатываться лучшие практики по совершенствованию закупочной деятельности и внедрения инноваций для распространения их на другие субъекты 223-ФЗ. Уже подписано соответствующее соглашение между Экспертным Советом и госкомпанией. Первой «ласточкой» — результатом совместной работы — стало новое, прогрессивное «Положение о закупках» ОАО «РЖД», разработанное при активном участии членов нашей Рабочей группы. Оно будет принято уже до конца текущего года.
1. В рамках взаимодействия с субъектами 223-ФЗ по расширению доступа МСП к госзакупкам и повышению открытости закупок
• Готовится концепция корпоративного университета «Бизнес-партнерство» и предложения по пилотным запускам проектов при Госкорпорации «Росатом», ГК «Автодор», «РЖД», ПАО «Зарубежнефть» и ПАО «Транснефть».
• Наш проект создания региональных промышленных кластеров МСБ на базе производственных площадок госкомпаний получил одобрение Минпромторга. Сейчас готовятся детальные предложения по их структуре и функционированию, а также механизмам государственно-частного партнерства. До конца года уже будут определены территориальные площадки для создания кластеров в ОАО «РЖД». Эту же работу мы начали с ГК «Автодор» и ОАК, планируется взаимодействие с «Транснефтью».
• Для повышения открытости закупок на постоянной основе проводится работа по мониторингу директив соответствующей «дорожной карты»: создание совещательных органов, независимая экспертиза закупок и так далее.
2. В рамках совершенствование нормативной и законодательной базы
• Минэкомразвития, совместно с Экспертным советом, были подготовлены изменения в 223-ФЗ, касающиеся усовершенствования деятельности электронных торговых площадок. Они касаются унификации требований, облегчения доступа МСБ к закупкам, процедур проведения отбора площадок. Сейчас законопроект находится на стадии 1-го чтения в Госдуме.
• Определяется перечень ключевых требований, которые войдут в стандарт закупочной деятельности, а также пилотных субъектов 223 ФЗ для разработки и внедрения единого стандарта закупочной деятельности с учетом лучших практик. Ведутся переговоры с ГК «Росатом», ОАО «РЖД», ГК «АВТОДОР», «Россети».
• На регулярной основе проводится анализ действующей нормативно-правовой базы в сфере закупочной деятельности.
3. Большая работа проводится для создания благоприятных условий в сфере внедрения инноваций и трансфера технологий. Здесь можно выделить три момента.
• Спрос на инновации ограничивается административными барьерами и отсутствием системы внедрения инновационных решений. Уже разработаны проекты всех необходимых документов федерального, отраслевого и корпоративного уровней, позволяющие в самые краткие сроки обеспечить опытное применение и широкое внедрение инноваций. На данном этапе решение вопросов тормозится Главгосэкспертизой. К примеру, многие уникальные материалы и инновационные разработки до сих пор практически невозможно использовать в строительстве, т.к. требуется соответствующий ГОСТ. Нужны изменения в 145-е постановление Минстроя от 5 марта 2013 года, позволяющие включать материалы в проекты на основании технического свидетельства производителя.
• Важнейшее направление — работа над созданием системы «одного окна» для инновационных решений в госкомпаниях.
• Задачей ближайшего периода является разработка Положения о порядке и правилах внедрения инновационных решений.
Подводя итог, обозначим, первостепенные, на наш взгляд, вопросы 2016 года.
Участие в создании открытого федерального реестра поставщиков-субъектов МСП.
Запуск кластерного проекта в рамках программ партнерств госкомпаний с субъектами МСП, а также проектов ГЧП. Определение перечня пилотных проектов. Разработка карты кластерного развития России, рекомендаций по его структуре, методике создания и функционирования.
Внедрение практик лучших стандартов закупочной деятельности для субъектов 223-ФЗ.
Разработка методических рекомендаций по повышению инвестиционной привлекательности регионов. Определение пилотных регионов для их выполнения.
Взаимодействие с РЖД по совершенствованию закупочной деятельности.