Его представил на первом международном форуме «Инновации в дорожном строительстве» председатель Совета директоров ГК «РУСКОМПОЗИТ», член президиума генсовета «Деловой России» Сергей Фахретдинов.
Сергей Фахретдинов отметил, что со стороны госзаказчиков существует активный спрос на иннова-ции, однако он ограничивается наличием административных барьеров, препятствующих внедрению инновационных решений в строительстве и отсутствием системы внедрения инновационных реше-ний, не обеспеченных нормативно-технической документацией. Теперь такая система может быть создана: профессиональным сообществом разработаны проекты всех необходимых документов как федерального, так и отраслевого и корпоративного уровней, позволяющие в самые краткие сроки обеспечить опытное применение и широкое внедрение инноваций. Сергей Фахретдинов рассказал о перечне действий, которые регламентируются этими документами.
• Внесение изменений в Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регла-мент о безопасности зданий и сооружений». Изменение должно обеспечить легитимность технических свидетельств, подтверждающих пригодность для применения в строительстве инновационных материалов и (или) изделий и (или) конструкций из них, в качестве норма-тивных документов, обосновывающих соответствие проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности (совместно с действующими сводами пра-вил и стандартами, указанными в частях 1 и 7 статьи 6 ФЗ–384);
• Внесение изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий». Изменение должно установить особенности проведения государственной экспертизы проектной документации, подготовленной для объектов капитального строительства и содержащей конструктивные и технические решения из инновационных материалов или с применением инновационных материалов;
• Обоснование эффективности применения инновационных решений для отраслей-потребителей. . Разработка производителями совместно с ведущими отраслевыми эксперт-ными организациями технико-экономических обоснований, на основании которых будет производиться внедрение продукции, не обеспеченной нормативно-технической документа-цией федерального уровня. . Переход к солидарной ответственности производителей, заказ-чиков и государства в отношении внедрения инноваций.
• Унификация сертификационных требований к инновационной продукции в рамках одной отрасли. Недопустимо требование повторной сертификации одного и того же решения или материала для внедрения на предприятиях со схожими условиями.
• Отказ от применения по отношению к инновационной продукции стандартных тендеров: инновационные материалы и оборудование должны приобретаться согласно выделенным квотам, в рамках специальных закупочных процедур, отдельно регулируемых законодатель-ством. Разделение планирования перспективной потребности в инновационных решениях и продукции, осуществляемое в рамках инновационной деятельности и планирования закупок на трехлетний период, осуществляемое в рамках закупочной деятельности по общим прави-лам.
• Долгосрочность контрактов. Поскольку от разработки до внедрения инновационной про-дукции часто проходит несколько лет, этот подход позволит производителю планировать и существенно повысить свой инвестиционный потенциал. Договоры, связанные с инноваци-ями, уже доказавшими свою эффективность, должны заключаться на срок от 5 лет, с понятной формулой изменения цены и фиксированными сроками оплаты.
• Ориентация на стоимость жизненного производственного цикла. Переход от практики за-купки наиболее дешевых материалов и оборудования к закупке наиболее эффективных, от контроля над ходом тендера по формальным признакам к оценке его результатов – влияния на конкретные задачи предприятия.
• Незамедлительная разработка и публикация в открытых источниках Положений о порядке и правилах внедрения инновационных решений и Программ импортозамещения.
• Создание системы одного окна в отношении внедрения инновационной продукции.
• Неукоснительное выполнение предписаний дорожной карты, расширяющей доступ субъ-ектов к госзакупкам субьектов МСП – основных производителей инновационной продукции.
Подобный эффективный алгоритм является универсальным и возможен к применению в лю-бой отрасли, связанной с внедрением инноваций.
Справка: Первый международный форум «Инновации в дорожном строительстве» проходит в г. Сочи 27-28 мая. Его участники — депутаты Госдумы, представители профильных министерств, Федеральной антимонопольной службы, исполнительной власти субъектов России, руководители крупнейших подрядных организаций и производителей современного оборудования и материалов для дорожной отрасли.