Т-Банк в рамках аналитического проекта T-Data изучил, как россияне собирают средства на школьные нужды.
Основные выводы
- В августе 2024 года родители сдали на школьные нужды ребенка в среднем 3 408 ₽, что на 23% больше, чем годом ранее.
- Самые большие по объему сборы на школьные нужды обычно в сентябре: оборот одного сбора в этом месяце в 2023 году был на 65% выше, чем в среднем за год.
- Россияне начинают чаще пользоваться специализированными сервисами от банков для организации сборов ― например, количество клиентов такого сервиса Т-Банка выросло за три года в пять раз.
Исследование основано на опросе более 1 000 россиян старше 18 лет, проживающих во всех регионах страны, а также на обезличенных данных клиентов Т-Банка, пользовавшихся сервисом сбора денег. Анализировались сборы средств, совершенные в личном кабинете клиента на сайте и мобильном приложении Т-Банка в период с 1 января 2021 по 31 августа 2024 года.
Средний чек сборов растет
По данным Т-Банка, обычно обороты сборов на школьные нужды больше всего в августе и сентябре.
Речь идет о добровольных сборах, которые организовывают активные родители школьников или родительские комитеты. Собранные средства идут на подарки детям и учителям, дополнительное благоустройство класса по решению родителей и так далее.
В сентябре и августе средний оборот одного такого сбора больше, чем в остальные месяцы. Например, в 2023 году в сентябре оборот одного сбора был на 65% выше, чем в среднем за год.
В августе 2023 года общий объем одного сбора на школьные нужды вырос в годовом выражении на 26%, в сентябре 2023 ― на 19%. В августе 2024 ― на 34%.
Перед началом учебного года в 2024 году родители в среднем сдали по 3 408 ₽ на школьные нужды (+23% в годовом выражении). В августе 2023 года средний взнос составил 2 779 ₽, практически не изменившись в годовом выражении.
Как организуют родительские сборы
По данным опроса, 70% родителей участвовали в сборе денег на школьные нужды за последние полгода. Такие сборы в половине случаев (50%) проводятся примерно раз в шесть месяцев, в 19% случаев ― раз в три-четыре месяца, в 10% ― каждый месяц.
При этом подавляющее большинство опрошенных переводили деньги на карту или счет (40%)[1] или по номеру телефона (70%). О том, на какой счет или номер переводить деньги, они в большинстве своем узнавали из сообщения в мессенджере (76%) или на родительском собрании (13%).
Родители чаще всего недовольны тем, как донесли информацию о сборе (18%), что неизвестно, куда потратили деньги (26%), сколько их собрано (21%) и кто их сдал (22%). Также им было неудобно присылать чек для подтверждения перевода (17%)[2].
Организаторам сборов при переводе средств на карту или счет больше всего не нравится вести учет сдавших (75%) и напоминать участникам о сборе (78%)[3].
При этом растет популярность специальных сервисов от банков, которые позволяют открывать удобный сбор средств сразу на специально выделенный счет. Например, в сервисе сборов от Т-Банка можно направить ссылку на открытый сбор через любые соцсети, мессенджеры или по электронной почте. Получатель ссылки, перейдя по ней, увидит страницу сбора, где обычно указана цель и общая сумма. В сервисе сборов от Т-Банка можно пополнять этот счет с карты любого банка, а средства будут поступать на отдельный счет. Организатор будет видеть имена тех, кто сделал взнос, ― не нужно будет искать переводы от других родителей в истории операций по карте, тем более что они часто бывают не подписаны.
По данным Т-Банка, количество уникальных клиентов сервиса сборов к августу 2024 года выросло с августа 2021 в 5 раз. Растет и количество открытых сборов ― в 5,5 раза за этот же период.
[1] В вопросе был возможен множественный выбор вариантов ответа.
[2] В вопросе был возможен множественный выбор вариантов ответа.
[3] В вопросе был возможен множественный выбор вариантов ответа.
Более подробная информация — в журналах РБА