С 22 по 28 марта 2021 г. потребительские траты росли с темпом +2,0% г/г. Наблюдается значимое улучшение динамики в секторе услуг. Отклонение объёма трат от тренда в данном сегменте сократилось до «всего лишь» 7,1% против –13,0% неделей ранее. Спрос на культурные мероприятия превысил показатели того же периода 2019 г. Вместе с тем, как отмечают аналитики СберИндекса, сохраняется крайне высокая волатильность оценок потребления, что связано с резкими скачками величины и структуры спроса во второй половине марта 2020 года.
На динамику негативно влияет эффект базы, который на рассматриваемой неделе охватил практически все товарные сегменты. 25 марта 2020 года было объявлено о введении режима самоизоляции, для подготовки к которому население произвело масштабную закупку товаров первой необходимости. Ажиотажный спрос наблюдался в широком спектре категорий (продовольствие, товары для строительства и ремонта, автомобильное топливо).
Темпы роста номинальных расходов, очищенные от искажений, связанных с эффектом базы, составляют 4,5–4,8% г/г.
Номинальные темпы роста в сервисной части экономики сейчас анализировать бессмысленно. На фоне выключения существенной её части уже в марте 2020 года сейчас формальный рост трат в этом сегменте составляет +31,2% г/г. А в таких категориях, как «Авиабилеты», «Магазины duty free», «Турагентства», расходы растут кратно.
В такие периоды важны стационарные оценки ситуации со спросом. Индекс потребительской активности на прошлой неделе чуть ниже максимальных значений 2021 года (72,0 пункта).
Данные Росстата по потребительским расходам за февраль в целом совпали с оценками СберИндекса (+3,1% г/г по данным Росстата, +2,6% г/г согласно нашим расчётам).
Спрос на культурные мероприятия во время коронавируса ниже, чем в 2020 году, но уже превышает показатели того же периода 2019 г. С учётом действующих ограничений на число зрителей на площадках, показатели марта 2021 года можно считать высокими.
При публикации материалов ссылка на СберИндекс (www.sberindex.ru) обязательна.
SberIndex.ru — аналитический портал СберБанка, на котором наглядно видно, как изменилась жизнь страны во время пандемии COVID-19. Сегодня на сайте представлено четыре ключевых индекса, сформированных на основе обезличенных данных: модель заболеваемости, индекс потребительской активности, изменение индекса активности и индекс туризма. В разделе «Бизнес» представлено изменение объёма ФОТ и изменение активности малого бизнеса. Также здесь собраны исследования Лаборатории СберИндекс (экс-«СберДанные») и другие.
ПАО Сбербанк — один из крупнейших банков в России и один из ведущих глобальных финансовых институтов. На долю Сбербанка приходится около трети активов всего российского банковского сектора. Сбербанк является ключевым кредитором для национальной экономики и занимает одну из крупнейших долей на рынке вкладов. Основным акционером ПАО Сбербанк является Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, владеющая 50% уставного капитала ПАО Сбербанк плюс 1 голосующая акция. Оставшимися 50% минус 1 голосующая акция от уставного капитала банка владеют российские и международные инвесторы. Услугами Сбербанка пользуются клиенты в 18 странах мира. Банк располагает обширной филиальной сетью в России: около 14 тысяч точек обслуживания. Зарубежная сеть банка состоит из дочерних банков, филиалов и представительств в Великобритании, США, СНГ, Центральной и Восточной Европе, Индии, Китае и других странах. Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 1481 от 11.08.2015. Официальные сайты банка: www.sberbank.com (сайт Группы Сбербанк), www.sberbank.ru.
24 сентября 2020 года Сбербанк провел ребрендинг и предлагает частным и корпоративным клиентам финансовые и нефинансовые услуги банка и компаний Группы Сбербанк. Экосистема Сбера сегодня — это множество сервисов для жизни, ежедневная помощь в решении насущных задач частных клиентов и бизнеса. Сайт экосистемы Сбера — www.sber.ru.
Более подробная информация — в журналах РБА