24.08.2015 3:57
добавлено:
рубрика:

Сигнал из космоса: ученые из Петербурга помогают Ford усовершенствовать систему связи между автомобилями

• Компания Ford и кафедра телематики Санкт-Петербургского государственного политехнического университета разработали прототип системы передачи данных повышенной надежности для усовершенствования автомобилей будущего
• 19-20 августа 2015 г. ученые кафедры успешно провели 3-ю серию экспериментов по управлению роботом с борта космической станции. В экспериментах были использованы принципы связи, лежащие в основе совместного проекта с Ford
• Проект позволит применить опыт коммуникации роботов в космосе, для усовершенствования систем связи между автомобилями, в том числе в случае экстренных ситуаций
• Результаты проекта могут найти применение в космических проектах по разработке технологии создания космороботов. Они помогут космонавтам во время выходов в открытый космос, а также в выполнении обследования космических аппаратов, поверхностей планет и астероидов

Компания Ford и кафедра телематики Санкт-Петербургского государственного политехнического университета перешли к финальному этапу трехлетнего совместного проекта по усовершенствованию коммуникации между автомобилями. Проект стартовал в январе 2013 года в рамках концепции Ford Smart Mobility.

Ford Intelligent Vehicles

Цель совместного проекта — разработка принципиально новой технологии связи водителей, пассажиров и сервисных служб с информационными ресурсами/сервисами по беспроводному каналу. В настоящее время в условиях высокой загрузки сети передачи данных, а также на участках в горной местности и в туннелях, передача экстренных сообщений может быть затруднена. Поэтому главной задачей для ученых и разработчков, в ходе проекта стало поддержание бесперебойной связи во время движения автомобилей.

Oleg Gusikhin_Ford Research & Advanced Engineering

19-20 августа 2015 года кафедра телематики успешно реализовала 3-ю серию экспериментов по управлению роботом с борта космической станции. В экспериментах были использованы принципы связи, которые были положены в основу совместного проекта с Ford. Космонавты на борту МКС управляли движением робота, находящегося на Земле, в условиях реальных помех, временной задержки сигнала управления, при выходе из строя элементов оборудования.

Михаил Курочкин_профессор кафедры телематики СПбПУ

Следующий этап экспериментов, которые проводятся на базе университета, предусматривает управление группировкой роботов. Они будут выполнять не только движение по планете, но и ряд монтажных операций, позволяющих собрать универсальный модуль для проведения научных исследований. Совместный исследовательский проект будет завершен в конце 2015 года, после чего разработки будут интегрированы в производственные программы Ford.

Предложенные решения могут также успешно применяться в космических проектах по разработке технологии создания космороботов. Они помогут космонавтам во время выходов в открытый космос, а также в выполнении обследования космических аппаратов, поверхностей планет и астероидов.

«Результаты совместного проекта позволят усовершенствовать коммуникацию между автомобилями, сделать ее более надежной, а значит, – повысить безопасность наших автомобилей и предложить новые технологии помощи водителям», – прокомментировал Олег Гусихин, технический руководитель проекта, научно-исследовательский центр Ford, Дирборн.

«Мы рады, что мы успешно перешли к финальному этапу этого масштабного проекта. Полученные нами решения обладают высокой надежностью, масштабируемостью и адаптивностью. Это открывает широкие перспективы применения результатов проекта как в сфере транспортной логистики, так и в космической робототехнике», – прокомментировал Владимир Заборовский, заведующий кафедрой телематики СПбПУ, профессор, д.т.н.

В совместном исследовательском проекте принимали участие два доктора технических наук и пять кандидатов технических наук кафедры телематики СПбПУ, а также группа из пятнадцати студентов университета.

Как это работает
Для увеличения времени устойчивого доступа автомобилей к информационным сервисам сотрудники кафедры разработали прототип системы передачи данных и программное обеспечение. Эти решения позволяют создать универсальный геоинформационный ресурс, который хранит не только особенности ландшафта, но и данные о стационарных и мобильных точках доступа к беспроводной связи, данные об инфраструктуре региона, динамике движения автотранспорта по автомагистралям и т.д. Алгоритмическое и программное обеспечение позволяет поддерживать данные геоинформационного ресурса в актуальном состоянии в любое время. Это может стать информационной базой для реализации проектов «умных дорог» и «умного города», а также увеличить надежность передачи экстренных данных в таких системах обеспечения безопасности дорожного движения, как ЭРА-ГЛОНАСС и eCall.

В настоящее время закончена серия испытаний по наполнению геоинформационного ресурса актуальными данными, сбор и передача которых осуществляется с автомобилей, движущихся по автомагистралям. Каждый автомобиль может оценить качество каналов передачи данных и передать эту информацию в базу данных. Поскольку информация одновременно будет собираться от сотен автомобилей, расположенных во всех частях региона, в любой момент времени геоинформационный ресурс будет обладать актуальными данными. Оперативное использование собранной информации обеспечивает любому автомобилю устойчивую связь с информационными сервисами в любой момент времени – как во время движения, так и на стоянках.

О кафедре телематики СПбПУ
Кафедра телематики Санкт-Петербургского государственного политехнического университета основана в 2000 году на базе ЦНИИ робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК). С 2013 г. кафедра входит в состав Института прикладной математики и механики СПбПУ. Специалисты кафедры принимают участие в крупнейших европейских проектах в рамках программы ACTS (Передовые коммуникационные технологии и сервисы), цель которой – внедрение новейших достижений в области телекоммуникаций на территории Европы. В числе таких проектов – MULTICUBE, основной задачей которого является развитие АТМ-сервиса, поддерживающего мультимедийные приложения в соединениях группа-группа, ориентированного в первую очередь на пользователей, связанных с автомобильной и аэрокосмической индустрией.

###

Информация о Форд Мотор Компани
Форд Мотор Компани – мировой лидер автомобильной индустрии, производит и продает автомобили на шести континентах. Штаб-квартира компании находится в городе Дирбоpн (США, штат Мичиган). 66 заводов расположено по всему миру. Количество сотрудников – около 195 000 человек. Компания представляет автомобильные марки Ford и Lincoln. Финансовые услуги реализуются через Форд Мотор Кредит Компани.

Ford of Europe производит, продает и обслуживает автомобили марки Ford на 50 рынках. Сотрудниками организации являются около 67 000 человек, включая 53 000, работающих на собственных предприятиях компании. Кроме Форд Мотор Кредит Компани в состав Ford of Europe входит подразделение Форд по обслуживанию клиентов и 23 производственных предприятия (15 из которых полностью принадлежат компании, а 8 являются собственностью совместных предприятий). Первые автомобили Ford появились в Европе в 1903 году – в год основания компании. Европейское производство началось в 1911 году.