29.01.2014 2:42
добавлено:
рубрика:

Трудно ли быть бизнес-брокером в России

Как продается готовый бизнес

Трудно ли быть бизнес-брокером в России

Мельников Виталий
Управляющий партнер
Агентство готового бизнеса «Биржа Бизнеса»

«Биржа Бизнеса» – это специализированное агентство по продаже объектов готового бизнеса в Москве и Московской области было открыто в 2009 году. На базе агентства создан одноименный интернет-портал с базой актуальных предложений и полезными статьями для собственников бизнеса и инвесторов. О том, как на этой электронной площадке продается готовый бизнес, корреспондент Equipnet.ru расспросил управляющего партнера агентства готового бизнеса «Биржа Бизнеса» Виталия МЕЛЬНИКОВА.

– Судя по всему, ваша биржа занимается бизнесом на бизнесе. Как это происходит практически?

– Работа «Биржи Бизнеса», прежде всего, направлена на работу с собственниками бизнеса. При поступлении обращения от предпринимателя мы проводим полную предпродажную подготовку с написанием экспертного заключения по стоимости его бизнеса, а также инвестиционного меморандума для предоставления потенциальным покупателям.

– Для того, чтобы бизнес был продан, он должен быть правильно оценен. Кто и как делает такую оценку?

– Оценку производит старший бизнес-брокер агентства. Прежде всего составляется полное описание компании, которую предполагается продать через нашу биржу. В пояснительной записке рассказывается об истории предприятия, приводятся документы, подтверждающие собственность, представляются продукция и услуги, само собой – активы и пассивы, а также конкурентная среда, сбыт, маркетинг и описание персонала. Далее производится расчет средневзвешенной рыночной стоимости компании на базе следующих методов: затратного (имущественного) подхода, доходного подхода и оценка стоимости бизнеса сравнительным подходом. Если мы ставим свое клеймо «проверено» – это обозначает, что проведена проверка и установлены правомочия собственника на данный объект.

– Работаете ли вы с франшизами? Понятно, что это не в чистом виде продажа бизнеса, а, скорее, аренда…

– У нас нет отдельного менеджера по работе с франшизами, но у нас на портале представлен целый раздел с прямыми предложениями от франчайзеров. Прежде всего, это такие востребованные направления, как розничная торговля, агентства недвижимости, общепит, развлечения, отдых, реклама.

Собственно, само слово «франшиза» предполагает некоторые льготы. Как правило, это возможность создания собственного предприятия, работающего под знаменами известного мирового бренда с предоставлением права пользоваться товарными знаками, фирменным стилем и другой атрибутикой этого бренда. Естественно, что право такое предоставляется не бесплатно, а за определенную «мзду». Таким образом, инвестор или предприниматель может получить сразу раскрученный бренд в свое «пользование». Здесь важно быть максимально демократичным, поэтому мы разбили предложения по франшизам в соответствии с возможностями клиентов, начиная с десяти тысяч долларов до ста тысяч и выше.

– Предположим, я решил стать клиентом вашей биржи и хочу купить готовый бизнес. Что я должен сделать?

– Вы обращаетесь в наше агентство, и с вами занимается персональный менеджер. Он выясняет ваши потребности и подбирает соответствующий бизнес в нашей закрытой базе или в других источниках. Также мы осуществляем оценку, проверку и юридическое сопровождение сделки для покупателей, которые самостоятельно подобрали объект на рынке или у других бизнес-брокеров. Так что, без бизнеса вы не останетесь. Специфика есть во всех сделках, которые у нас разбиты на условные категории, в том числе и на различные производства.

– Трудно ли быть бизнес-брокером в России? Какие проблемы на вашем рынке наиболее актуальны?

– Начну того, что «Биржа Бизнеса» возникла не на пустом месте. Был коллектив людей, который занимался профессионально оценкой бизнеса, как товара. Попутно были клиенты, которые интересовались приобретением готовых бизнесов. Дело пошло.

Если говорить об эффективности среднего нашего брокера, то в год им заключается порядка пятнадцати сделок в год.

Основные наши проблемы связаны с недобропорядочными клиентами. В отличие от европейских или американских бизнес-брокеров, которые состоят в профессиональных ассоциациях, в России любой человек с улицы может назвать себя таковым, причем, без подтверждения квалификации. Если в Европе факты недобросовестных сделок стремятся к нулю, то в России достаточно часто приходится сталкиваться с этим явлением. По сути дела, мы являемся первооткрыватели этого бизнеса в нашей стране, и с этим связаны значительные трудности. Скажем так, быть бизнес-брокером в России нелегко.

Беседовал Александр Ситников

www.equipnet.ru

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс