27.12.2012 10:37
добавлено:
рубрика:

Взлеты и падения российского рынка в 2012 году, взгляд на 2013 год

Вот и подошел к концу очередной год, и на последней торговой неделе перед новогодними праздниками самое время подвести итоги прошедших 12 месяцев. В первую очередь, безусловно, стоит отметить, что движение российского рынка в течение всего года оказалось практически боковым, и лишь благодаря декабрю индекс ММВБ успел выйти в символический плюс. Всю вторую половину 2012 года динамика проходила вдоль уровня 1400, на котором и начались торги 3 января. Таким образом, можно с уверенностью говорить, что 2012 год — это исключительно спекулятивный год, в котором было очень удобно зарабатывать на среднесрочных колебаниях рынка, в то время, как классическая стратегия рынка акций «купил и держи» позволила бы заработать лишь 5%. При этом максимальная просадка составляла более 10%.

Динамику в течение года можно разделить на несколько легко прослеживаемых этапов, которые поочередно сменяли друг друга и имели строго противоположные направления. В первой половине года мы успели увидеть и сильный рост (с января по март на 16%), и еще более сильное снижение (с марта по май на 24%), при этом оба этих тренда шли практически вразрез с классическими техническими сигналами. В частности последний месяц роста сопровождался сильнейшими медвежьими дивергенциями с техническими индикаторами, а в последний месяц снижения образующаяся по осцилляторам перепроданность не только не приводила к отскоку вверх, но и сопровождалась сильнейшими провалами на 3-4%. Впоследствии столь резкие движения сменились более спокойным «третьим трендом», который длился с июня и по середину сентября, и завершился на следующий день после экспирации фьючерсов и опционов на российском и американском рынках. Последние дни этого тренда ознаменовались, пожалуй, самыми значимыми событиями уходящего года, а именно президент ЕЦБ Марио Драги объявил о запуске программы безлимитного выкупа активов , а через неделю ФРС приняла решение запустить третью по счету программу количественного смягчения QE3. Это событие стало финалом более чем трехмесячного роста, и экспирация на срочном рынке прошла на самых максимумах, после чего два месяца мы вновь наблюдали умеренное снижение. Сочетание таких беспрецедентных, безграничных программ выкупа активов с рынка со стороны ЕЦБ и ФРС позволяют обозначить основную картину уходящего года — это безысходность и неспособность мировых лидеров восстановить мировую экономику, найти сколь — либо действенный путь. Вместо этого мы видим лишь растущие объемы денежных вливаний, и все более и более радикальную монетарную политику, которая уже доказала на более ранних этапах свое полное отсутствие продуктивности. Четвертый и пятый этапы были уже более пологими, более краткосрочными и не отличались особо интересными движениями, при этом декабрьскому росту можно присвоить очень простое название — «новогоднее ралли», которое являлось для рынка последней надеждой завершить год в плюсе.

 

Проблема европейских государственных долгов в этом году, само собой, никуда не делась, однако инвестиционному сообществу она, по всей видимости, уже надоела. На протяжении всего года в сводках новостей нам «мозолила глаза» греческая тема с «нечеловеческими» усилиями всей Европы по спасению самой Греции от банкротства. Конечно, нельзя сказать, что влияния на рынок новости с этого направления не оказывали, но это были лишь локальные реакции, не сравнимые с паническими распродажами 2011 года.

Основной же темой последних месяцев, пришедшей на смену президентским выборам в США, как для российских, так и для западных обозревателей стала новая история «противостояния» в американском конгрессе, в котором на этот раз решается судьба так называемого «бюджетного обрыва». Эта проблема не решена до сих пор, что для отечественных инвесторов является очень негативным моментом, причем не только с точки зрения опасности, которую в себе несет сам fiscal cliff. Дело в том, что независимо от того, успеют ли парламентарии договориться до конца года или нет, отыгрывать это событие, по большей части, в любом случае придется уже в новом году, а так как Московская биржа начнет работу только 8 января, нас будет ждать очень большой гэп, при этом равновероятностной как вверх, так и вниз.

В целом график российского индекса ММВБ, база расчета которого в этом году расширилась с 30 бумаг до 50, напоминает сжимающуюся пружину, которая должна «выстрелить» в первом квартале 2013 года, и вернуть на рынок серьезные волатильные движения, к которым мы уже успели привыкнуть. Если же рассматривать годовую динамику в разрезе сравнения российского рынка со своим основным ориентиром — рынком США, то можно заметить, что в целом сохранилась тенденция 2011 года, по которой индекс S&P 500 (за год вырос на 13%) выглядит лучше индекса ММВБ (+5%). Однако если рассматривать корреляцию мировых индексов в более широком составе, то здесь, по отношению все к тому же 2011 году, наметились некоторые изменения, хотя общая динамика «единства» сохранилась. Если в том году практически все основные фондовые индексы (как развивающихся, так и развитых стран) демонстрировали общую негативную динамику на 15-20%, а выделялся лишь американский S&P с нулевым изменением, то в этом году практически все индексы показали рост, но лидерами оказались немецкий DAX (+30%) и японский Nikkei (+22%). Аутсайдерами же стали российский ММВБ и китайский SSE, который к текущему моменту колеблется недалеко от уровней открытия 2012 года.

 

Затрагивая тему корреляции, нельзя не сравнить динамику российского рынка с рынками сырьевыми и валютными, которые также являются для него ориентирами. Так корреляция индекса ММВБ по отношению к нефти и курсу рубля оказалась на значительно более высоком уровне, нежели по отношению к американскому S&P, и графики этих инструментов во многом очень схожи (если не считать инверсию валютной пары доллар/рубль). Схожим оказалось и абсолютное изменение цен, в частности рубль за год подорожал на 5%, а нефть на 3,5%.

 

В результате относительно прошедших 12 месяцев можно подвести следующий итог: мы не увидели никаких изменений в мировой экономике, практически нулевое итоговое изменение российского рынка, и лишь развитые рынки продемонстрировали достаточно уверенный рост. Во многом их динамика обусловлена программами выкупа активов, часть денег от которых попадает на фондовый рынок. В целом игроки уже привыкли к текущему положению вещей, когда ЦБ раздувают свой баланс, процентные ставки остаются на нулевых уровнях, а мировые лидеры обещают скорое восстановление экономики. Подобная ситуация уже кажется закономерной и «рабочей», и панические кризисные настроения уже практически ушли с рынка. Некоторые аналитики даже вновь предрекают 2000 и даже 3000 пунктов по индексу РТС в среднесрочной перспективе, точно так же, как это было в 2008 году. Однако не стоит забывать опыт QE1 и QE2, который гласит, что краткосрочное изменение сложившейся картины, достигнутое путем вливания на рынок свежей ликвидности, в дальнейшем требует еще большей поддержки от монетарных властей. Тем не менее, как уже отмечалось, рынки приспособились «выживать» и даже расти в сложившихся суровых условиях, и если проблему «фискального обрыва» в США все же удастся преодолеть, то можно будет рассчитывать на продолжение умеренно — позитивной динамики в новом году. В то же время сохраняющиеся системные риски мировой экономики не позволяют нам с уверенностью покупать в расчете на долгосрочный рост, и более актуальной стратегией вновь будет торговля на среднесрочных трендах, слом которых, как правило, достаточно легко распознается. Во второй половине года возможно обострение накопившихся мировых экономических противоречий.

Леонид Прокопкин Эксперт БКС Экспресс

rbanews