С февраля 2016 года на сайте Росавтодора будет публиковаться «черный список» грузовиков-тяжеловесов, которые нарушают весогабаритные нормативы при передвижении по дорогам страны. На пилотном этапе в него попадут только те автомобили, владельцы которых допустили неоднократные нарушения. Для каждой из таких машин обнародуют сумму наложенного штрафа, регион и трассу, где были совершены нарушения, а также максимально зафиксированный перевес. В частности, по итогам декабря анти-лидером среди нарушителей стал перевозчик, обязанный выплатить государству штрафов на сумму более 12,5 млн рублей.
Данная мера принята, в том числе на основе запросов грузоотправителей, желающих отказаться от услуг недобросовестных перевозчиков в связи с ужесточением с этого года контроля со стороны Федерального дорожного агентства. Ведомство ежемесячно фиксируется от 100 до 200 тыс. нарушений весогабаритных нормативов у фур, что приводит к миллиардам ущерба для государства и налогоплательщиков. В частности, за 2015 год на федеральных трассах от грузовиков-разрушителей пострадали 20 мостов. Восстановление каждого из этих объектов займет 1,5-2 года.
Напомним, что согласно изменениям в КоАП (Федеральный закон № 248-ФЗ), предусмотрено применение дифференцированной шкалы штрафов от 100 тыс. до 500 тыс. рублей к грузовикам-нарушителям на основании фиксации административных правонарушений средствами автоматизированной регистрации. Для этого в 2016 году Росавтодор запускает в эксплуатацию систему постов автоматизированного весогабаритного контроля на базе вмонтированных в дорожное покрытие электронных весов.
По закону заказчики рейса разделяют ответственность за нарушение законодательства совместно с самой транспортной компанией. Кроме того, в ходе проверочных мероприятий на федеральных и региональных дорогах, сотрудники Госавтоинспекции и Ространснадзора в случае выявления фур-нарушителей имеют право задерживать данные автомобили на стоянках до момента устранения перегруза. Таким образом, по вине перевозчика страдает и грузоотправитель.
Согласно статистике Росавтодора, за сутки через каждый из уже работающих в тестовом режиме 22 автоматизированных контрольных пунктов проезжает более 300 нарушителей правил перевозки тяжеловесных грузов. В год число таких фактов достигает более 1 млн случаев. Теперь данные с регистрационными госномерами грузовиков, которые после проверок электронными весами попадут на контроль правоохранительных органов, будут каждый месяц обновляться на сайте Росавтодора в разделе «На дорогу – без перегруза!».
Примечательно, что нарушения, как правило, фиксируются с высокой периодичностью у одних и тех же автомобилей. Так за первые 3 недели 2016 года на трассе А-121 «Сортавала» в Ленинградской области выявлено транспортное средство с перевесом в 75%, допустившее 26 нарушений. В Архангельской области на трассе М-8 «Холмогоры» за грузовиком из Вологодской области с перевесом 58% к концу января уже зарегистрировано 22 нарушения.
Необходимо отметить, что автоматические пункты весогабаритного контроля станут важным ресурсом для обеспечения сохранности дорожной инфраструктуры, наряду с уже запущенной в эксплуатацию в ноябре прошлого года системой «Платон» (обеспечивает сборы в счет возмещения ущерба дорожному покрытию в результате передвижения автомобилей массой свыше 12 тонн). «Электронные весы» будут устанавливаться независимо от объектов системы «Платон», а их функция будет направлена исключительно на упреждение нарушений максимально допустимых весовых параметров грузовиков-тяжеловесов, а также фиксацию таких случаев. Напомним, что по действующему закону максимальная масса для грузового автопоезда не должна превышать 44 тонны (для шестиосного автопоезда). Этот показатель почти на 9% превышает аналогичные нормативы в Европе (40 тонн) и на 13% — в США (38 тонн).