28.06.2012 11:47
добавлено:
рубрика:

Бюджетная политика по новым правилам

МОСКВА, 28 июн — РИА Новости. Президент России Владимир Путин в озвученном в четверг послании-2012 сформулировал основные направления бюджетной политики — со следующего года она будет осуществляться по жестким правилам и направлена на снижение зависимости от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры, которая может значительно ухудшиться.

Неизменными остались тезисы о макроэкономической стабильности, программном подходе к планированию бюджета, социальных гарантиях населению и налогах, улучшении инвестклимата.

В целом, первое послание Путина в должности вновь избранного президента сохранило от последнего послания его предшественника Дмитрия Медведева положения о правилах использования нефтегазовых доходов, необходимости пенсионной реформы, прозрачности государственного управления и новом этапе межбюджетных отношений.

По стилю, послание-2012 отличалось от предыдущего своей лаконичностью, которую оппоненты спутали с отсутствием конкретики.

Не нашел отражения в послании и тезис об ускоренной приватизации, за которую так ратовал предыдущий президент, ныне возглавляющий правительство.

Однако главным отличием, по мнению экспертов, стало упоминание антикризисных мер и необходимости быть готовыми к любым возможным кризисным проявлениям. Послание-2011 строилось на том, что кризис преодолен, пришло время строить новую посткризисную экономику и повышенными темпами стимулировать инновационное развитие страны.

Жизнь по программам и правилам

«Принципиальная задача для нас — сохранение макроэкономической стабильности и устойчивости бюджета. Очевидно, что главные факторы риска по-прежнему кроются в высокой зависимости от конъюнктуры мировых рынков энергоносителей и сырья», — отметил президент.

Он напомнил, что уже при формировании бюджета на 2013 год Россия вернется к «бюджетному правилу» и законодательно установит порядок использования нефтегазовых доходов.

По мнению властей, такая политика позволит России накапливать резервы и при этом иметь необходимые средства для стабильного исполнения бюджетных обязательств.

Однако не все эксперты согласны с пользой от такого нововведения. «В этом противоречивость этого послания. С одной стороны чувствуется, что ситуация неопределенная предкризисная, а с другой стороны мы вводим «бюджетное правило», которое ранее отменяли… Нам ведь не правило ради правила нужно», — сказал агентству «Прайм» директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

Николаев напомнил, что бюджетное правило было отменено властями, когда страна вошла в острую фазу кризиса. Теперь, когда не исключен новый пик турбулентности, вводить правило, которое может стать не выполнимым, по мнению Николаева, нелогично, потому как остатков для перераспределения в суверенные фонды просто не будет.

Кроме жесткого варианта бюджетного правила, предложенного Минфином, в 2013 году в федеральном бюджете должны быть задействованы отдельные элементы «программного подхода». Переход же к «программному бюджету» в полном объеме необходимо осуществить уже в 2014 году.

Соответственно, правительство до конца года должно утвердить государственные программы «Развитие здравоохранения», «Развитие образования», «Культура России», «Социальная поддержка граждан», «Развитие науки и технологий», «Развитие транспортной системы», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Развитие авиационной промышленности», «Космическая деятельность России», «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», «Развитие судостроения», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности», а также Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и Государственную программу обеспечения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации. Остальные намечаемые к реализации в ближайшие годы госпрограммы должны быть утверждены не позднее первого квартала 2013 года.

Без приватизации, но с эффективным контрактом

В послании-2012 ни слова не было сказано о приватизации крупных активов. Медведев же год назад посвятил ей отдельный пункт в документе. Эксперты считают, что это связано с неопределенностью на рынках и ожиданиями инвесторов.

«Год назад мы много слышали о том, что за три предстоящих года должно быть получено около одного триллиона рублей от приватизации — более 300 миллиардов ежегодно. А мы на примере «Апатита» видим, что никаких таких доходов от приватизации получено не будет», — говорит Николаев.

Торги по продаже госпакета «Апатита» были перенесены на сентябрь. На торги в июне была подана всего одна заявка, а сам процесс подготовки к сделке сопровождался громкими заявлениями, взаимными претензиями и скандалами.

Директор Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова считает, что, если по приватизационным планам намечается торможение, то это не очень хороший сигнал рынку. «Мы понимаем, что сейчас, наверное, не получится взять высокую цену. Но сейчас нет и острой фазы кризиса, еще можно предпринимать определенные шаги», — говорит она.

Продолжена была в послании и тема разграничения полномочий между центром и регионами. Президент отметил, что процесс затянулся и должен быть завершен в кратчайшие сроки.

«Это непростой процесс, я прекрасно понимаю, я и сам занимался этим много лет, но пора ее тоже заканчивать», — сказал он, добавив, что полномочия, которые будут закрепляться за регионами и муниципалитетами, должны быть подкреплены доходными источниками.

В послании был подробно расписан тезис о повышении качества предоставляемых населению услуг в образовании, здравоохранении и культуре.

«Нельзя идти по пути механического наращивания бюджетных расходов в этих сферах. Несмотря на увеличение бюджетных расходов в последние годы, достигнутые результаты не удовлетворяют граждан», — говорится в документе.

Президент поставил задачу повсеместно внедрить и обеспечить переход к «эффективному контракту», который должен четко определять условия оплаты труда и «социальный пакет» работника в зависимости от качества и количества выполняемой им работы. Правительство должно до конца года утвердить «дорожные карты» таких изменений на период до 2018 года.

«Одного эффективного контракта мало, чтобы обеспечить повышение качества услуг», — отмечает Акиндинова, поясняя, что пока при принятии решений не всегда удается узнать мнение самих потребителей, а решения учреждений порой не ведут к повышению качества услуг.

Налоговые акценты

Год назад Медведев, будучи президентом, заявил в послании, что «требуется повысить роль налогов, взимаемых с компаний, работающих в нефтегазовом секторе, а также в алкогольной и табачной отраслях». Нынешний президент акцент несколько сдвинул.

«Налоговая нагрузка на несырьевые сектора экономики не будет повышаться, по крайней мере, до 2018 года», — сказал он.

Более того, президент отдельно отметил, что если борьба с уклонением от уплаты налогов пойдет успешно, и налоговые поступления в бюджет увеличатся, то могут быть приняты решения о снижении существующей налоговой нагрузки.

Распространяться о налоговых планах руководства страны, Путин не стал, упомянув, что правительство уже одобрило «Основные направления налоговой политики РФ на 2013-2015 годы». Этого показалось мало члену фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Оксане Дмитриевой, которая обращает внимание на то, что в бюджетном послании нет «никаких предложений по снижению налоговой нагрузки или по налоговому маневру».

«Нужен налоговый маневр для перераспределения нагрузки с обрабатывающей и высокотехнологичных отраслей на сырьевой сектор. Такой же дифференцированный подход нужен и для физических лиц: необходимо увеличение налоговой нагрузки на богатых и сверхбогатых, введение налога на роскошь и прогрессивной шкалы налогообложения, снижение нагрузки и введение стандартных вычетов для бедных и среднеобеспеченных», — сказала депутат.

С ней согласен и Николаев, который отмечает, что бизнесу хотелось бы услышать конкретику по такой болезненной теме как налоговая нагрузка, тем более есть сомнения в том, что она не будет расти для несырьевого сектора.

«Проблема не в этом (что было мало конкретики по налоговой нагрузке — ред.), проблема в том, что она будет расти», — заявил он. Так, он напомнил, что акцизы будут увеличиваться запланированными темпами и ближайшее повышение будет уже 1 июля. Что касается страховых взносов, то и здесь возможно скрытое повышение нагрузки на работодателя. «Предложения Минфина, которые на днях представлены, говорят о том, что будет повышаться эта нагрузка. Это изменение социального платежа для самозанятого населения, это увеличение социальных платежей для производств, где работники уходят раньше на пенсии (Минфин предлагает сократить перечень профессий, в которых сотрудники досрочно уходят на пенсию — ред.)», — пояснил Николаев.

Революции не нужны

Эксперты, анализировавшие послание пришли к выводу, что новаций и неожиданных предложений в нем традиционно нет, что собственно всех вполне устраивает.

«А зачем каждый раз ждать чего-то нового? Нужно выполнить хотя бы то, что уже раньше было предложено. У нас разрабатываются документы, «дорожные карты», в том числе с участием делового сообщества, надо выполнять намеченное», — сказал глава «Опоры России» Сергей Борисов.

Акиндинова в свою очередь отмечает, что главный посыл документа — это переход к достаточно жесткой бюджетной политике. В частности, она обращает внимание, что в нем говорится о прямой зависимости расходов от запланированных реформ и повышения эффективности этих расходов. Кроме того, она обращает внимание на тот факт, что в послании не упоминаются расходы на оборону и безопасность. «Если мы вспомним предвыборные статьи, то было много информации по этому вопросу, потом о нем более скупо упоминалось, без конкретных цифр», — говорит она.

По ее словам, существует некая вероятность корректировки уже намеченных планов финансирования обороны и национальной безопасности в долгосрочной перспективе.

www.ria.ru

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс