28.08.2012 10:12
добавлено:
рубрика:

Сотовые операторы получают все большую выручку с каждого абонента

Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «ФИНАМ») провела онлайн-конференцию «Рынок мобильной связи: к чему приведёт вмешательство в тарификацию?» Ее участники позитивно оценивают развитие рынка мобильной связи и отмечают, что основным драйвером его роста выступает сегмент передачи данных. По мнению экспертов, с активным развитием сетей LTE в России данная тенденция только укрепится.

Несмотря на высокий уровень проникновения мобильной связи в России, сотовые операторы продолжают уверенно наращивать финансовые показатели, отмечают участники организованной «ФИНАМом» конференции. «Пока за полугодие отчитался только “Вымпелком”. Он показал рост абонентской базы на 1%. Увеличение выручки составило 8%, EBITDA – 12%. Финансовые показатели выросли в основном за счет оптимизации затрат и за счет оказания дополнительных услуг», — говорит аналитик УК «Финам Менеджмент» Андрей Пальянов.

«Агрегированных данных пока нет, но из тех, по кому информация уже доступна, картина такая: выручка VimpelCom Ltd в России выросла на 9%, “МегаФона” – на 13%, “Теле2” – на 15%, — сообщает аналитик “Райффайзенбанка” Сергей Либин. – При этом совокупная абонентская база выросла всего на 2%. Это говорит о том, что рост происходил за счет роста ARPU, а не экстенсивного расширения абонентской базы».

Рентабельность операторов мобильной связи находится на высоком уровне, отмечают эксперты. «Сейчас рентабельность EBITDA составляет примерно 41-43% с учетом сотовой розницы, без нее было бы выше, по нашим оценкам, 45%», — говорит г-н Либин. В свою очередь, руководитель департамента беспроводных технологий J’son & Partners Consulting Виталий Солонин добавляет, что у «МТС» маржа OIBDA в 1 кв. 2012 г. составила 41,8%, при этом рентабельность по EBITDA (EBITDA margin) у «ВымпелКома» составила 43,1% во 2 кв. 2012 года.

Локомотивом роста рынка сотовой связи является сегмент мобильного интернета, утверждают участники конференции. «Например, у “ВымпелКома” во втором квартале 2012 года доходы в этом сегменте выросли на 35% по отношению к аналогичному периоду 2011 года, в то время как общая выручка в мобильном сегменте выросла лишь на 7%», — иллюстрирует ситуацию г-н Солонин. С ним согласен г-н Либин, по словам которого в 1 квартале 2012 г. доходы операторов связи от передачи данных и контента выросли на 33% и 43% (г/г) соответственно. «Медленнее растут доходы от SMS и голосовой связи, но тут пока тоже наблюдается рост, а не снижение», — говорит аналитик.

Аутсайдером на рынке сотовой связи, по мнению г-на Солонина, выступает такая услуга как MMS: «По оценкам J’son & Partners Consulting, доля доходов от MMS в общих доходах операторов от передачи сообщений составляет на текущий момент около 5%, и с дальнейшим развитием мобильного интернета этот показатель будет постепенно сокращаться».

Драйвером увеличения потребления мобильного трафика выступит развитие сетей LTE, прогнозируют эксперты. «4G отличается от 3G объемом и скоростью прокачиваемого трафика, — отмечает г-н Пальянов. – Спрос рождает предложение: пока объем прокачиваемого трафика невелик, но рынок быстро растет».

Россия идет в русле общемировых трендов, которые показывают взрывной рост LTE-запусков, соглашается г-н Солонин. Правда, по мнению эксперта, российский рынок пока не совсем созрел для LTE, что связано с отсутствием конкуренции в сегменте, а также дефицитом LTE-смартфонов и LTE-планшетов: «Когда эти проблемы будут решены, абонентская база LTE пойдет по нарастающей».

rbanews