Украинские предложения об аренде ГТС могут показаться привлекательными для «Газпрома», но только на период до запуска «Южного потока».
«Северный поток» охватывает лишь ограниченное число стран Европы, а европейский спрос на природный газ больше, чем его пропускная способность.
«Газпром» может уступить Украине в цене газа и в вопросе об аренде газотранспортной системы, но его возможности ограничены падением рентабельности российской компании.
Если считать потери России от скидок на газ и от издержек на аренду ГТС, то они могут быть меньше, чем синергия от вступления Украины в Таможенный союз. Потери от невыбранных объёмов газа на сумму 7 млрд долларов в год не могут быть списаны на аренду ГТС. Импорт из Украины в полтора раза больше экспорта, поэтому Москве лучше иметь Киев в союзниках. Российско-украинский товарооборот, по данным ФТС, составляет 118 млрд долларов.
Если Украина получит статус наблюдателя, это может быть меньшим злом. Ведь в Украине происходит постоянная ротация ключевых лиц, принимающих решения по экономической политике.
Тем не менее, если Киев захочет ограничится статусом наблюдателя, Москва вряд ли будет полностью удовлетворена, принимая во внимание амбициозные планы энергетической независимости Украины, а также разговоры о желании Киева ускорить совместную разведку месторождений сланцевого газа с иностранными компаниями.
Михаил Крылов, ведущий аналитик
аналитического департамента компании <Альпари>
rbanews