27.10.2015 6:34
добавлено:

Долгая счастливая жизнь. Строительство и осмысление советского города с 1956 года до наших дней

30–31 октября 2015
Западная галерея Музея «Гараж»
Вход свободный, по предварительной регистрации на сайте

Летом 2015 года Музей современного искусства «Гараж» переехал в свой первый постоянный дом. Им стало здание бывшего ресторана «Времена года», построенное в 1968 году по проекту Игоря Виноградского на территории Парка Горького. Ныне оно превращено в современный музей по новаторскому проекту Рема Колхаса и его студии ОМА. Суть проекта заключается в минимальном вмешательстве в оригинальную конструкцию и в сохранении целого ряда элементов, которые до сих пор не рассматривались как представляющие художественную и историческую ценность. По словам Колхаса, такой подход позволяет избежать «гипертрофии стандартов и масштаба» — черты, присущей многим арт-пространствам по всему миру. Для «Гаража» проект Колхаса означает не только создание уникального музейного пространства XXI века, но и возможность проводить выставки и другие мероприятия, связанные с исследованием и переосмыслением опыта советского модернизма в международном контексте.

Новая инициатива «Гаража» включает ряд проектов с участием художников, историков, архитекторов и кураторов, предлагающих аудитории разные точки зрения на культурное наследие советской эпохи, которые объединяет, однако, отношение к этому наследию как к явлению живому и актуальному. Среди проектов, проводимых этой осенью, — проект художника Дмитрия Гутова и куратора Давида Риффа «Если бы наша консервная банка заговорила… Михаил Лифшиц и советские шестидесятые», реализуемый в рамках программы «Полевые исследования «Гаража» (с 13 октября 2015 года) и серия лекций историка архитектуры Анны Броновицкой (12 ноября 2015 — 3 марта 2016).

Самый масштабный из проектов — трехлетнее исследование советской модернистской архитектуры и градостроения под руководством Георга Шолльхаммера, международного советника «Гаража», начало которому положит двухдневная международная конференция «Долгая счастливая жизнь».

Конференция исследует советскую культуру через призму архитектуры, урбанистики и истории градостроительства. Этот фокус актуален сегодня не только в силу того, что мы продолжаем жить в постсоветском городском пространстве, но и потому, что дистанция, отделяющая нас от главных достижений советской модернистской архитектуры, ощущается как необходимая и достаточная для научного осмысления этого сложного, синтетического явления, неотделимого в том числе и от социально-политических обстоятельств.
Выход в 1955 году знаменитого постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» позволил советским архитекторам включиться в интернациональное модернистское движение и создавать те городские ландшафты, которые окружают нас сегодня. Конференция посвящена переосмыслению опыта советского модернизма: его стилистики, идеологических оснований, культурного воображения и ключевых фигур, двигавших этот процесс.

Среди участников конференции — историки искусства и архитектуры, культурологи, социологи, специалисты в сфере медиа и архитекторы-практики, которые размышляют о травматическом разрыве с советским прошлым и восстанавливают его связь с культурой настоящего. Каждый день конференции будет завершаться интервенциями — поэтической и музыкально-театральной. В первый день Молодежная команда «Гаража» и члены сообщества СКВТ при Политехническом музее, следуя традиции поэтических чтений в Политехническом музее и на Триумфальной площади, превратят Атриум «Гаража» в пространство для публичного исполнения стихов советских поэтов 1960-х годов, героев европейской и американской революции 1968 года и современных авторов. Во второй день темой интервенции станет кино — художественная форма, определяющая образ СССР 1960-х годов. Специально для конференции Олег Нестеров и группа «Мегаполис» предложат новую версию своего концерта «Из жизни планет. Музыкальное посвящение неснятым фильмам 60-х».

Идея конференции: Георг Шолльхаммер, международный советник «Гаража»
Кураторы «Гаража»: Екатерина Иноземцева, Анастасия Митюшина
Главный академический партнер: Институт модернизма (Москва)
Научный куратор: Рубен Аревшатян

Интервенции:
Кураторы поэтической интервенции: Андрей Родионов, Екатерина Троепольская
Музыкальная интервенция: Олег Нестеров, группа «Мегаполис»

Участники конференции:
Юрий Аввакумов, Ричард Андерсон, Эльке Байер, Александр Бикбов, Анна Броновицкая, Николай Ерофеев, Ольга Казакова, Март Кальм, Вольфганг Киль, Жан-Луи Коэн, Дэвид Кроули, Алессандро де Маджистрис, Феликс Новиков, Алексей Радинский, Александр Свердлов, Сергей Ситар, Стивен Харрис, Оуэн Хезерли, Борис Чухович.

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

30 октября, пятница, 2015
14:00–20:20

13:30 Сбор гостей
14:00–14:10 Вступительное слово директора Музея «Гараж» Антона Белова и главного куратора Кейт Фаул
14:10–14:20 Вводная часть. Георг Шолльхаммер, международный советник Музея «Гараж»

Сессия 1: Мастер и комиссия. Норма и свобода в поздней советской архитектуре
Модератор: Ольга Казакова
14:25–14:30 Введение в сессию
14:35–14:55 Анна Броновицкая «Путь модернизма: эволюция советской архитектуры с 1955 по 1991 год»
15:00–15:20 Ричард Андерсон «Типовое и сингулярное: динамика позднесоветской архитектуры»
15:25–15:45 Николай Ерофеев «Архитектор Игорь Виноградский: от павильонного модернизма к советскому брутализму»
15:50–16:00 Архитектор: прямая речь. Юрий Аввакумов «История одного монумента»

Сессия 2: Построенный, чтобы исчезнуть? Рождение, расцвет и вторая жизнь советского модернизма
Модератор: Георг Шолльхаммер
16:05–16:10 Введение в сессию
16:15–16:35 Сергей Ситар «Эстетичеcкая правда советского архитектурного модернизма. Между символическим порядком и управляемым консенсусом»
16:40–17:00 Дэвид Кроули «Духи советского модернизма в Восточной Европе 1960–
1970-х годов»
17:05–17:25 Александр Свердлов «Модернизмы: усталость и выносливость»
17:25–18:20 Перерыв

Сессия 3: Domus Sovieticus: об идеологии и оригинальности поздней советской архитектуры
Модератор: Анна Броновицкая
18:20–18:25 Введение в сессию
18:30–18:50 Алессандро де Маджистрис «По направлению к культуре „Три“: модернизация архитектуры социалистического реализма в постсталинскую эпоху»
18:55–19:15 Оуэн Хезерли «От Бевина к Ленину и утраченному авангарду: британский взгляд на советскую архитектуру»
19:20–19:40 Дискуссия Ричарда Андерсона и Алессандро де Маджистриса
20:00–20:20 Интервенция № 1, Атриум Музея «Гараж»
«20 минут о свободе». Молодежная команда «Гаража» и СКВТ — сообщество молодых инициатив Политехнического музея

31 октября, суббота, 2015
13:00–21:30

Сессия 1: Фетиш и реальность генплана
Модератор: Анна Броновицкая
12:30 Сбор гостей
13:00–13:05 Введение в сессию
13:10–13:30 Ольга Казакова «Советский идеальный город 1960–1970-х годов. Развитие и воплощение идеи (на примере Зеленограда)»
13:35–13:55 Алексей Радинский «Аннексия и архитектура: Крымское дело»
14:00–14:20 Эльке Байер «Советский урбанизм как инструмент развития градостроительных и архитектурных проектов, осуществляемых под советским руководством в Кабуле (1960-е гг.)»
14:20–15:00 Перерыв

Сессия 2: Единообразие и исключения. Планирование советского города: интернационализм, колониализм и регионализм
Модератор: Рубен Аревшатян
15:00–15:05 Введение в сессию
15:10–15:30 Бориc Чухович «Советский habitat на „Востоке“»
15:35–15:55 Жан-Луи Коэн «Догнать и перегнать: „американизм“ в постсталинской архитектуре и градостроительстве»
16:00–16:20 Вольфганг Киль «Работа с историей как работа над идентичностью»
16:25–16:55 Архитектор: прямая речь. Феликс Новиков «Архитектура дипломатических представительств СССР»

Сессия 3: Спланированная и прожитая действительность. Публичное VS личное пространство
Модератор: Ольга Казакова
17:00–17:05 Введение в сессию
17:10–17:30 Март Кальм «Фермеры, ведущие образ жизни горожан: архитектура эстонских колхозов в позднесоветский период»
17:35–17:55 Александр Бикбов «Как позднесоветское личное стало послесоветским частным»
18:00–18:20 Стивен Харрис «Советские аэропорты: футуристические ворота социалистического города».
20:00–21:30 Интервенция № 2, Западная галерея
«Из жизни планет. Музыкальное посвящение неснятым фильмам 60-х». Олег Нестеров и группа «Мегаполис»

БИОГРАФИИ УЧАСТНИКОВ

Юрий Аввакумов — архитектор, художник, куратор. С начала 1980-х годов работает с наследием русского авангарда. Участник Венецианских биеннале в 1996 («Предчувствуя будущее. Архитектор как сейсмограф»), 2003 («Станция Утопия») и 2008 годах («Роддом»).
Рубен Аревшатян — художник, критик, независимый куратор. Президент AICA Armenia и преподаватель в Институте современного искусства Еревана. Аревшатян выступал куратором и участником ряда проектов, таких как «Великая атрофия», «Параллельная реальность», «Три тенденции», «Локальные современности», «Руководства», «Субъекты новой универсальности» (павильон Армении на 54-й биеннале искусства в Венеции), «Советский модернизм 1955–1991. Неизвестная история», «Пересекающиеся современности», «Столица грез» (павильон Армении на 14-й биеннале архитектуры в Венеции), «Параллельные современности» (в рамках программы биеннале в Сан-Паулу, 2014) и другие. Соавтор и сокуратор международного исследовательского проекта «Сладкие 60-е».
Ричард Андерсон — преподаватель истории архитектуры в Эдинбургском университете, специализируется на периодах модернизма и современности в Северной Америке, Европе и Евразии. Редактор и ведущий переводчик книги Людвига Гильберсаймера «„Архитектура метрополии“ и другие избранные эссе» (Нью-Йорк, 2012; второе издание — 2013); автор книги «Россия: современные архитектуры в истории» — культурно-исторического исследования российской архитектуры с 1861 года по наши дни. Эссе Андерсона опубликованы во многих изданиях, архитектурных журналах и сборниках.

Эльке Байер — научный сотрудник Института регионального развития и структурного планирования в Эркнере (Германия). Занималась исследованиями в Московском архитектурном институте для своей диссертации «Создавая социалистическую городскую среду. Планирование центров городов в Советском Союзе в 1960-е гг.». Наиболее актуальные области исследований Эльке Байер включают в себя распространение глобального знания в архитектуре и урбанистике, а также планирование морских курортных зон.
Александр Бикбов — социолог, редактор междисциплинарного журнала «Логос», ассоциированный сотрудник Центра Мориса Хальбвакса (Париж). Автор книги «Грамматика порядка: историческая социология понятий, которые меняют нашу реальность» (2014), академических и просветительских статей, представляющих результаты изучения современного российского общества, реформ образования и науки, общественных движений, социопрофессиональных иерархий, исследований по социологии знания.
Анна Броновицкая — историк архитектуры, директор по исследованиям Института модернизма, доцент МАРХИ. В 2015 году стала одним из основателей Института модернизма — независимой организации, специализирующейся на изучении архитектуры 1960–1980-х годов. С 1993 года преподает в Московском архитектурном институте. В 2011–2013 годах возглавляла российскую секцию DOCOMOMO. Автор многочисленных публикаций по архитектуре XX века.

Николай Ерофеев — искусствовед, историк архитектуры. В настоящее время аспирант кафедры истории отечественного искусства МГУ. Под научным руководством Анны Броновицкой работает над диссертацией, посвященной исследованию советской жилой архитектуры. Публиковался в профессиональных изданиях «Проект Россия», Tatlin и www.archi.ru. Заведующий архивным сектором отдела медиатеки в Государственном центре современного искусства.

Ольга Казакова — директор московского Института модернизма. Является старшим научным сотрудником Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства при Российской академии архитектуры и строительных наук. Является членом российских секций Международной ассоциации художественных критиков и DOCOMOMO. Критик, куратор, главный редактор сборника «Эстетика „оттепели“: новое в архитектуре, искусстве, культуре» (2013).

Март Кальм — эстонский историк архитектуры и критик, один из основателей Эстонского музея архитектуры, член Эстонской академии искусств, в данный момент ее ректор. В 2010–2013 годах Кальм являлся сопредседателем эстонской делегации в Комитете всемирного наследия ЮНЕСКО и был активным членом DOCOMOMO. Автор ряда монографий, среди которых «Архитектор Алар Котли» (1994), «Эстонский функционализм. Путеводитель» (1998), «Эстонская архитектура XX века» (2001) и другие.

Вольфганг Киль — исследователь архитектуры. В разные периоды своей карьеры являлся членом Комиссии по искусству в общественных городских пространствах в Берлине (1992–1998), Саксонской академии искусств в Дрездене (с 1998 года), Попечительского совета проекта «Исчезающие города» в Берлине (2002–2005) и Главного комитета Федерального фонда строительной культуры (2003–2010). Киль — лауреат нескольких премий, среди которых награда Федеральной палаты архитекторов лучшему журналисту (1993 и 2001), Гран-при Немецкой ассоциации архитекторов лучшему критику (1997) и первый приз за журналистику Берлинского клуба прессы и бизнеса (2002).

Жан-Луи Коэн — профессор истории архитектуры в Нью-Йоркском университете изобразительных искусств. С 2014 года Коэн — приглашенный профессор в Коллеж де Франс. Куратор французского павильона на Архитектурной биеннале в Венеции 2014 года. Автор более тридцати книг, среди которых «Ле Корбюзье и мистика СССР» (1991), «Архитектура в униформе» (2011), «Будущее архитектуры с 1889 года» (2012). Коэн курировал ряд выставок, в том числе архитектурную секцию знаменитой «Париж — Москва» (1979) в Центре Жоржа Помпиду, «Ле Корбюзье» в ГМИИ им. А. С. Пушкина (2012), Interférences / Interferenzen. Architecture. Allemagne — France, 1800–2000 в Музее Страсбурга (2013) и «Ле Корбюзье: атлас современных ландшафтов» в Музее современного искусства в Нью-Йорке (2013).

Дэвид Кроули — куратор магистерской программы «Критика в искусстве и дизайне» в Королевском колледже искусств в Лондоне. В данный момент работает над проектом выставки «Записки из подземелья: искусство и музыка в Восточной Европе в 1970–
1980-е» для Музея искусства в Лодзи, запланированной на 2016 год. Куратор многих выставок, среди которых «Модернизм холодной войны» в Музее Виктории и Альберта.

Алессандро де Маджистрис — архитектор и профессор истории архитектуры, а также истории городского планирования в Миланском техническом университете. Основатель и научный координатор международной исследовательской платформы EstLab — междисциплинарного онлайн-ресурса для изучения взаимосвязи архитектуры и идеологии в Восточной Европе, защиты культурного наследия и городского обновления. Соавтор книги «Головокружительная Москва» (2008). Автор ряда публикаций, статей и эссе об архитектуре и градостроительстве, вышедших в Италии и других странах.

Феликс Новиков — доктор архитектуры, профессор, академик Международной академии архитектуры, один из «шестидесятников» — основателей модернистского движения в советской послевоенной архитектуре. Автор Московского дворца пионеров, Научного центра микроэлектроники, жилого дома «Флейта», Московского института электронной техники, посольства СССР в Мавритании, центров туризма в Самарканде и Бухаре. Автор множества книг об архитектуре. Член Союза архитекторов СССР и России. Обладатель множества наград, среди которых звание «Народный архитектор СССР». Лауреат Государственных премий СССР (1975) и РСФСР (1967), национальной премии «Хрустальный Дедал» (2002).

Алексей Радинский — документалист, публицист, участник Центра визуальной культуры (Киев). Автор фильмов «Интеграция» (2014) и «Люди, которые пришли к власти» (2015, совместно с Томашем Рафой). Его выступления и показы фильмов проходили на международном кинофестивале в Оберхаузене, в Музее современного искусства (MoMA, Нью-Йорк), Институте современного искусства (ICA, Лондон), e-flux (Нью-Йорк), Академии искусств мира (Кельн). Его тексты публиковались во многих изданиях.

Александр Свердлов — партнер-основатель SVESMI — роттердамского агентства по архитектуре, урбанистике и культурному программированию. В последние несколько лет участвует в реформе системы московских библиотек. Работал архитектором в голландских бюро Neutelings Riedijk Architects, West 8, Architekten Cie и OMA, где руководил крупными проектами общественных зданий. Преподает и читает лекции в нескольких высших школах Европы, в том числе в Делфтском техническом университете, Школе архитектуры в Шеффилде, Школе архитектуры и дизайна в Осло (AHO) и Швейцарской высшей технической школе Цюриха (ETH Zurich).

Сергей Ситар — архитектор и критик, редактор теоретического раздела журнала «Проект International», ведущий преподаватель модуля «Гуманитарные науки» архитектурной школы МАРШ. Участвует в разработке стратегических проектов для региональных российских городов, среди которых Норильск, Сочи, города Ямало-Ненецкого автономного округа. В 2011–2012 гг. — научный руководитель программы «ЭРА регионов. Республика Северная Осетия — Алания».

Стивен Харрис — историк, изучает новейшую историю России. В данный момент работает над новой книгой, посвященной советской авиации в период ее расцвета. Его научные интересы включают строительство массового жилья, типовую архитектуру и урбанизацию в советской истории. Автор книги «Коммунизм на завтрашней улице: массовое жилье и повседневность после Сталина» (Washington, DC and Baltimore: The Woodrow Wilson Center Press and the Johns Hopkins University Press, 2013).

Оуэн Хезерли — исследователь архитектуры, автор и журналист. В 2011 году получил докторскую степень в колледже Биркбек Лондонского университета, защитив диссертацию о конструктивизме и американизме. Регулярно пишет на темы архитектуры и культурной политики в издания Architects’ Journal, Architectural Review, Icon, Guardian, London Review of Books и New Humanist, а также является автором книг «Воинствующий модернизм» (Zero, 2009), «Путеводитель по новым руинам Великобритании» (Verso, 2010), «Незаурядное: эссе о чепухе» (Zero, 2011), «Новый вид блеклости: путешествия по урбанизированной Британии» (Verso, 2012), «На площади. В поисках общественных пространств постсоветского города» (Strelka Press, 2012) и «Пейзажи коммунизма» (Penguin, 2015).
Борис Чухович — историк архитектуры, музеолог, независимый куратор художественных выставок. Среди главных кураторских проектов Чуховича — «Величие империи: эссе визуальной компаративистики» (Монреальский университет / Петропавловская крепость, 2013–2014); Lingua franсa — frank tili (павильон Центральной Азии на Венецианской биеннале, 2011) и другие. Автор многочисленных исследований, среди которых особое место занимают тексты об искусстве и архитектуре стран Центральной Азии нового и новейшего времени, а также посвященные искусству Квебека и творчеству художников-мигрантов. Приглашенный исследователь департамента антропологии Монреальского университета.
Георг Шолльхаммер — куратор, историк искусства, редактор. Одна из сфер его научных интересов — искусство и архитектура постсоветских стран. Основатель журнала springerin, глава tranzit.at. Принимал участие в подготовке dOCUMENTA, Manifesta, L’internationale, Former West, Sweet 60s и Vienna Festival. Среди недавних проектов Шолльхаммера — павильон Армении на Венецианской архитектурной биеннале «Субъекты новой универсальности» (2014); «Параллельные современности» в рамках биеннале в Сан-Паулу (2014); Report on the Construction of a Spaceship Model в Новом музее современного искусства, Нью-Йорк (2014). В настоящее время Георг Шолльхаммер готовит ретроспективу Юлиуса Коллера в Музее современного искусства, Варшава / Музее современного искусства Фонда Людвига, Вена (2016); работает над проектом Beyond Moscow (7 российских городов, Вена, 2015–2016). Является сокуратором основного проекта Второй Киевской международной биеннале современного искусства «Киевская школа» (2015).
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «ГАРАЖ» — место, где встречаются люди, идеи и искусство, чтобы создавать историю.

Основанный в 2008 году Дарьей Жуковой, Музей является первой в России филантропической организацией, направленной на развитие современного искусства и культуры. Широкая программа выставочной, образовательной, научной и издательской деятельности, проводимая Музеем, отражает актуальные процессы, происходящие в русской и международной культуре, и создает возможности для публичного диалога, создания новых произведений и их критического осмысления. Центром этой деятельности является коллекция Музея — первый в стране архив, посвященный истории современного русского искусства с 1950-х годов до наших дней.

Первоначально институция размещалась в знаменитом здании Бахметьевского автобусного парка в Москве (в честь которого и получила свое название), спроектированном архитектором-конструктивистом Константином Мельниковым. В 2012 году «Гараж» переехал в Парк Горького, во временный павильон, созданный именитым архитектором Шигеру Баном. Еще через год рядом с павильоном открылся Образовательный центр «Гараж». 1 мая 2014 года Центр современной культуры «Гараж» перешел в статус Музея современного искусства «Гараж».
12 июня 2015 года «Гараж» открыл свое первое постоянное здание в Парке Горького — бывший ресторан «Времена года», памятник советского модернизма, построенный в 1968 году и реконструированный по проекту Рема Колхаса и бюро ОМА.
ФОНД РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ ИСКУССТВА «АЙРИС» (Iris Foundation) — некоммерческая организация, основанная Дарьей Жуковой в 2008 году для продвижения и развития современной культуры. Благотворительный фонд «Айрис» поддерживает деятельность «Гаража» в России и во всем мире.

* Музей современного искусства «Гараж» оставляет за собой право вносить изменения в выставочный план.

** За дополнительной информацией просьба обращаться в пресс-службу Музея «Гараж» (Алена Соловьева: edu.pr@garagemca.org, +7 965 445 50 62).

Деятельность Музея современного искусства «Гараж» осуществляется при поддержке официального партнера Audi и официального страхового партнера «Ингосстрах».

AUDI RUSSIA

Концерн Audi AG — глобальный производитель автомобилей премиум-класса, которые отличаются инновационностью, актуальным дизайном и использованием самых передовых технологий. На протяжении многих лет Audi во всем мире поддерживает значимые проекты в области культуры и искусства, инициирует коллаборации со знаменитыми художниками, как, например, арт-проект с художницей Яёй Кусамой, приуроченный к 100-летию бренда. Поэтому долгосрочное стратегическое партнерство с Музеем современного искусства «Гараж» — логичное продолжение международной стратегии концерна. Поддержка искусства представляет особый интерес для Audi, поскольку во многом именно творчество стимулирует развитие прогресса. В 2014 году компания Audi передала клиентам 1 741 100 автомобилей, что на 10,5% больше, чем в прошлом году (1 575 500 ед.). Международное жюри, состоящее из журналистов и экспертов, удостоило Audi A3, одну из самых успешных моделей бренда, звания «World Car of the Year 2014». В период 2015–2019 гг. марка Audi планирует осуществить инвестиции на общую сумму 24 млрд евро. В первую очередь выделенные средства будут израсходованы на разработку новых продуктов и ресурсосберегающих технологий. Компания полностью выполняет свои социальные обязательства во многих сферах и придерживается принципов устойчивого развития при производстве продуктов и организации рабочих процессов. В долгосрочной перспективе марка с четырьмя кольцами поставила перед собой цель — разработать автомобиль с нулевыми выбросами CO2.

«ИНГОССТРАХ»

СПАО «Ингосстрах» работает на международном и внутреннем рынках с 1947 года. Компания занимает лидирующие позиции среди российских страховых компаний по сумме страховых взносов по добровольному страхованию, иному, чем страхование жизни. «Ингосстрах» имеет право осуществлять все виды страхования (с учетом специализации страховщиков), установленные ст. 32.9 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», а также перестраховочную деятельность. Компания присутствует в 149 населенных пунктах РФ. Представительства и дочерние компании страховщика работают в странах дальнего и ближнего зарубежья.

СПАО «Ингосстрах» занимается страхованием художественных и исторических шедевров, а также других ценных объектов. В течение многих лет компания оказывает услуги страхования крупнейшим музеям мира, включая музей Орсе, Государственный Эрмитаж, Третьяковскую галерею, Русский музей, а также многим частным коллекционерам.гараж