Открытый симпозиум Всемирной биеннальной ассоциации
«Изменения и мобилизация: биеннале современного искусства
как ресурс открытости территории»
7 — 8 октября 2015, Екатеринбург, отель «Онегин»
Организаторы: Всемирная Биеннальная Ассоциация (International Biennial Association), Уральский филиал Государственного центра современного искусства
Партнер: Благотворительный фонд В. Потанина
7-8 октября в Екатеринбурге в рамках интеллектуальной платформы 3-й Уральской индустриальной биеннале в рамках программы Благотворительного фонда В. Потанина «Музейный десант» состоится открытый симпозиум Всемирной биеннальной ассоциации (IBA). Во встрече примут участие специалисты из 8 стран мира и обсудят значение и перспективы больших культурных проектов для индустриальных территорий, значимость биеннале для городов и регионов.
Открывать заседание комитетов Всемирной биеннальной ассоциации будут руководитель офиса Всемирной биеннальной ассоциации Кейт Джароки, директор Уральского филиала ГЦСИ, комиссар 3-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства Алиса Прудникова, генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева, начальник Управления культуры Администрации города Екатеринбурга Татьяна Ярошевская, министр культуры Свердловской области Павел Креков.
Во второй день работы симпозиума будет проведена стратегическая сессия «Будущее индустриальных территорий: бизнес и культура – к одной цели». К участию приглашены руководители крупного бизнеса, заинтересованные в обсуждении развития традиционных индустриальных центров, а также руководители крупных международных культурных проектов, музейных институций и представители органов власти. Итоги обсуждения будут предложены региональным властям в Уральском Федеральном округе для совершенствования собственных стратегий развития до 2030 года и могут стать основой для инициирования долгосрочного партнерства между крупным бизнесом и культурными институциями в разных регионах России.
Среди участников симпозиума: директор Института проблем современного искусства, комиссар Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн (Россия); арт-директор Гаванской биеннале, член правления Всемирной биеннальной ассоциации (IBA) Маргарита Гонсалез (Куба); член правления Биеннале африканского искусства в Дакаре, член правления Всемирной биеннальной ассоциации (IBA), глава комитета «Политика» Мауро Петрони (Сенегал); директор Mediations Biennale Томаш Вендланд (Польша), проектный директор Yokohama Triennale Аки Хоаши (Япония); директор Благотворительного фонда культуры и искусства «Про Арте» Елена Коловская (Россия), директор центра Прикладных исследований в Европейском университете Олег Паченков (Россия) и другие.
СПРАВКА
Всемирная Биеннальная Ассоциация (IBA) была основана в октябре 2012 года во время проведения первого международного биеннального форума в Кванджу, Южная Корея. Форум собрал более 450 представителей 150 художественных биеннале, триеннале и институций, имеющих отношение к искусству.
На сегодняшний день состоялось четыре встречи Ассоциации – в Шардже, Венеции, Стамбуле и Карлсруэ. Были сформированы четыре рабочих комитета (Научные исследования, Состав, Структура и членство, Составление программ, Содержание и педагогика, Финансы) и проведены семинары по разработке программ и стратегий для достижения целей Ассоциации. Это создание, исследование и обмен знаниями и информацией, необходимыми учреждениям и специалистам, которые планируют и проводят периодические художественные мероприятия, такие как биеннале и триеннале.
Одним из способов аккумуляции всех возможностей культуры и творческой среды на уровне конкретной территории выступают крупные культурные события. Среди них особое место занимают биеннале современного искусства, позволяющие интегрировать возможности и развивать потенциал местных институций и креативных сообществ, выводя их в глобальное пространство и превращая в часть глобальной экономики впечатлений, культурного туризма и, следовательно, в бренд и узнаваемый символ территории. Существуют примеры, когда биеннале замещают собой прочие культурно-исторические ценности территории в глазах туристов и местных жителей.
В России биеннальное движение насчитывает около 20 лет и сталкивается с теми же вызовами, которые стояли в других странах. Сейчас очевидно, что необходимо изучать международный опыт и локальные кейсы, интегрировать в диалог с представителями культурных институций местный бизнес и руководителей органов власти, искать собственные способы развития.