«Пришлось отказаться от наполеоновских планов, начать жить одним днем, потерять добрую часть клиентов среди ресторанов, уйти в минус по кредитным обязательствам».
Владельцу мануфактуры «Дикая Сибирь» из Иркутска Александру Дееву в 2020 г. пришлось спасать свой бизнес, как и многим другим предпринимателям, и запускать продажи через Интернет. Он рассказал, с какими трудностями столкнулся при переводе компании на онлайн-продажи, и как сделать такой переход с минимальными затратами.
В октябре 2018 г. Александр запустил в Иркутске проект «Дикая Сибирь», который производит пюре из лесных ягод, а еще занимается добрым делом — помогает спасать сибирские леса от пожаров. Бизнес-план был такой: мануфактура закупает сырье у местного населения и предприятий, которые делают заготовки.
Наш регион богат брусникой, облепихой, черникой и клюквой. Из этих ягод мы решили делать пюре без добавок, а в будущем на его основе планируем производить сиропы, соусы, напитки, — рассказал Александр Деев.
Владельца мануфактуры всегда волновало, что лесные пожары ежегодно выжигают в Сибири миллионы деревьев:
В августе 2015 года горели заповедные леса на Байкале, и я добровольцем начал выезжать на тушения. Пожаров в тот год было много, и нам пришлось выезжать каждые выходные из Иркутска на расстояния до 350 км.
В начале 2016 г. была зарегистрирована общественная организация пожарной охраны, которую Александр возглавлял до 2017 г. После этого он создал концепцию «Перекрестное добро-вольчество», которая подразумевает готовность оказать помощь при чрезвычайных ситуациях со стороны непрофильных некоммерческих объеди-нений. Для этого команда организации обучается борьбе с пожарами, помощи при наводнениях, отрабатывает это на практике.
Но сил властей и добровольцев для борьбы обычно не хватает, нужна поддержка местного населения. Чтобы вовлечь в проект больше единомыш-ленников, в 2017 г. Александр решил использовать экономическую мотивацию. Так и пришла идея создания бизнеса. По задумке Александра, сборщики дикоросов могут стать главными гражданскими защитниками леса, так как они заинтересованы в ежегодном урожае, который может дать только здоровая природа.
На старте к проекту были привлечены частные инвесторы, которые вложили почти 3 млн. руб. После запуска бизнеса Александр получил заем в таком же размере для оборотных средств. На самоокупаемость планировали выйти к осени 2020 г., но весенний локдаун заставил перестроить бизнес-план:
Пришлось отказаться от наполеоновских планов, начать жить одним днем, потерять добрую часть клиентов среди ресторанов, уйти в минус по кредитным обязательствам.
До локдауна товары «Дикой Сибири» продавались в местных магазинах, в интернет-магазине Irmag, а еще через дистрибьюторов поставлялись в рестораны, гостиницы и кафе, где их покупали горожане и туристы. Но когда все заведения общепита в Иркутске закрылись, а туристов почти не осталось — заработать стало сложно.
Мы просели по выручке в 3 раза в 2020 году по сравнению с 2019. Потеряли половину команды, но сохранили самых идейных людей. И за 2 недели запустили собственный интернет-магазин, — рассказал Александр.
По его словам, перевод бизнеса в онлайн был быстрым и беспощадным. Не обошлось без жертв — пришлось уволить руководящего сотрудника, так как он отказался открыть точку выдачи интернет-магазина. Много сил и времени было потрачено на создание фотографий и текстов для карточек товаров. Пришлось освоить маркетинг розничных продаж и внедрить систему подарков за каждую покупку.
Интернет-магазин создали с помощью платформы Ecwid, а прием онлайн-платежей подключили через ЮKassa. Александр выбрал этот сервис, потому что он помогает принимать оплату всеми популярными способами и к нему можно быстро подключиться без сложной интеграции. Кроме того, по словам Александра, снижение ЮKassa комиссии до 1% очень помогло в период локдауна.
С запуском интернет-магазина потенциальная аудитория «Дикой Сибири» расширилась. Если до марта 2020 г. мануфактура работала только с юридическими лицами, то после — с любыми покупателями.
От локдауна в 2020 г. пострадали многие компа-нии, и важно — какие выводы из этой ситуации сделали предприниматели. Для большей части малого и среднего бизнеса в России переход в онлайн стал способом выживания во время самоизоляции.
Локдаун показал, что нужно развивать вендинго-вую торговлю и розничные сети с минимальной площадью магазинов — 5-10 кв. м. Считаю, что наличие интернет-магазина теперь — это обязательный фактор для дальнейшего развития такого бизнеса», — отмечает Александр Деев.
Если сначала самым важным было спасение бизнеса как таковое, то дальше пришлось разраба-тывать продукты уже под новую реальность. Так, в декабре 2020 г. мануфактура выпустила два новых товара: ягорешки — кедровые орешки в ягодных сиропах — и экстравели (натуральные ягодные пюре с добавками экстрактов полезных лесных трав). Новинки позиционируются как продукты для восстановления здоровья после перенесенных инфекционных заболеваний.
Александр рекомендует другим компаниям допол-нить их ассортимент товаров продуктами первой необходимости. Это позволит поддерживать продажи, а значит, и сам бизнес даже в очень сложные времена.
Деловой квартал
Более подробная информация — в журналах РБА